Благодаря чему появляется «нравится» у клиентов с синдромом эмоционального выгорания

Благодаря чему появляется «нравится» у клиентов с синдромом эмоционального выгорания 30.01.2020

 

 

Вячеслав Халанский, психотерапевт экзистенциально-аналитического направления, член УСП (Української Спілки Психотерапевтів)

Доклад на IІІ Научно-практической конференции «Эмоции и экзистенция» (14.12.2019, Киев)

 

Терапевтическая стратегия, которая включает в себя три условия, благодаря которым «нравится» может возникнуть у клиентов с синдромом эмоционального выгорания (ЭВ).

Введение

Мацури Такахаши покончила с собой в апреле 2015 года из-за переработки1. За несколько недель до гибели она опубликовала в социальных сетях: «Я хочу умереть… я разбита физически и психологически». Виво Садо, журналистка – ей был 31 год, когда она умерла от сердечной недостаточности в июле 2013 года. За два месяца у нее было только два выходных. Роберт Энке, голкипер Ганновера и национальной сборной Германии, завершил жизнь самоубийством в 32 года. Причина – страх показать свое психологическое состояние в результате которого он боялся потерять приемную дочь.

Все эти ужасные случаи говорят лишь о том, что эмоциональное истощение может оказать серьезные последствия на психологическое и физическое здоровье.

Позвольте у вас спросить:

  1. Оцените качество вашего сна?
  2. Поднимите руку, если за последние 2–3 недели чаще, чем 3 раза в неделю, вы чувствовали усталость?
  3. Есть ли у вас стратегия/план создания баланса между работой и отдыхом?

Если вы отвечаете на второй и третий вопрос отрицательно, и к тому же недовольны своим сном, тогда это повод задуматься над тем, как вам научиться заботиться о себе.

Эти вопросы могут для кого-то прозвучать, как гром среди ясного неба, для кого-то показаться примитивными. Но для людей, переживших эмоциональное выгорание, они имеют значение.

Эмоциональное выгорание превращает человека в предмет, функциональный аппарат. При этом лишает его ощущения как живущего, человека во плоти, с кожей, волосами, с чувствами и ощущениями. Отсутствие ощущения «что хорошо для меня», «что причиняет мне боль или что ранит» приносит усиление боли и ранит вдвойне: стремления вознаграждаются болью, и чем сильнее это устремление, тем боль больше. Нарушение внутреннего ориентира «нравится» влияет на качество жизни клиентов. Его «поломка» напоминает поврежденный прибор в навигации.

Когда жизнь нагружается страданиями, стрессами, без внутреннего питания «нравится», тогда ответственности перерастают в долженствование. Тогда жизнь не может пробиться внутрь и напитать страдающего от эмоционального выгорания.

Моя задача состоит в том, чтобы предложить терапевтическую стратегию сопровождения клиентам, страдающим от ЭВ, и вновь найти внутренний ориентир, внутренний «нюх» к своей ценности и хорошему для себя. Профилактика эмоционального выгорания происходит из ясного понимания того, что происходит в выгорании.

Содержание

ЭВ может быть понято как симптом не экзистенциальной установки – установки в отношении собственной жизни, в отношении бытия-здесь, собственной экзистенции. Часто это бывает установка, направленная на достижения, или требовательная установка, которая недостаточно соотносится с собственным бытием человека, с ним самим, с его отношениями с самим собой. Из практики работы с клиентами с ЭВ мы можем слышать:

  • «Я не знаю, что я хочу...»
  • «Я чувствую, что моя жизнь пуста...»
  • «Я всегда был/-а активным и живым человеком, делала очень много, личной жизни не было… и вдруг я стал/-а боятся людей, никого не хочу видеть...»

1. Что такое эмоциональное выгорание?

Понятие ЭВ было известно задолго до 1974 года. В 1922 году Томас Манн в романе «Будденброки» создал образ «выгоревшего» человека: чрезвычайное утомление, утрата идеалов, а также потеря любви к работе. «Ионыч» Антона Чехова : человек «выгорел» под влиянием среды. Об этом же роман Грэма Грина «Ценой потери» (A Burnt-Out Case, 1960).

В научный обиход термин «эмоциональное выгорание» вошел благодаря американскому психологу и психиатру Герберту Фрейденбергергу. Он заметил у добросовестных и прежде полных энтузиазма служащих такие симптомы, как истощение, усталость, раздражительность и потерю мотивации. Термин «выгорание» был взят из молодежной терминологии 1970-х, который описывал в то время разрушительный эффект хронического злоупотребления наркотиками2. Эмоциональное выгорание — это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений3.

Клиенты с ЭВ часто жалуются на усталость, постоянную усталость. Усталость, как жвачка, создает эффект тягучести. Время тянется долго. Дела делаются медленно. В результате возникает злость на самого себя и окружающих.

На сегодня этой теме посвящено более 6 тыс. книг, статей и диссертаций4.

Эмоциональное выгорание может затронуть любого человека, вне зависимости от социального статуса, профессии и возраста.

2. Источники эмоционального выгорания:

а) Индивидуально-психологические особенности. Это установки, сформировавшиеся в детстве. Например, родители определяют для меня, что хорошо, а что нет. Я не беру на себя ответственность самому принимать решение. Или попытка компенсировать дефицит внимания. Или похвалу нужно заслужить и для этого что-то сделать.

б) Социально-психологические условия.

в) Организационные структуры. Например, внедрение в Новой Зеландии четырехдневной рабочей недели и т.п. Новозеландская компания Perpetual Guardian занимается недвижимостью с 1882 года. 140 000 тыс. клиентов и активы на $150 млн. Она провела эксперимент по сокращению рабочих дней, в результате которого сотрудники на 20% чувствовали себя счастливее. Уменьшился стресс и напряжение, а также выгорание. Рост производительности труда поднялся на 20%. Уровень стресса персонала снизился с 45% до 38%. Баланс между работой и личной жизнью увеличился с 54% до 78%. Чувство заинтересованности работой выросло, как и обязательства перед начальством – с 68% до 88% 5.

3. Что чувствует клиент с эмоциональным выгоранием:

  1. Я не знаю, что со мной происходит.
  2. Я ничего не чувствую по отношению к людям.
  3. Я не знаю, что я хочу.
  4. Я не знаю, что мне делать: «Я уже не могу делать что-нибудь для них из сострадания».

4. Трудности у клиентов с эмоциональным выгоранием в понимании «что хочется».

Клиенты с ЭВ еще до появления симптомов переживают трудность с чувствами. Жизнь скорее напоминает нормативность, долженствование. Чувства для них – сентиментальность; они прагматичны, либо чувствительны, и в большинстве идеалисты; были прагматичны, уверены в себе.

С этой точки зрения ЭВ – это возврат к себе, к своей жизни, к пониманию того, что хочется и что нравится. Нравится/не нравится охватывает переживание, если во мне возникает движение, резонанс с тем, что я делаю или выбираю.

Приведу отрывок из «Будденброков»:

«Он хотел сказать, что ему предстоит еще неимоверно много работы, прежде чем он – в далеком будущем – почувствует, что достиг цели, завоевал себе право на отдых и приятный досуг. Но в глубине души сенатор не верил, что наступит такое время. Какая-то сила гнала его вперед, не давая ему покоя. Даже когда он будто бы и отдыхал – скажем, после обеда с газетой в руках, неторопливо покручивая свой длинный ус, – у него на бледных висках бились жилки и тысячи замыслов роились в голове».

Предел опустошения нравится/не нравится мы находим в следующей фразе (там же):

«Пусто было у него на сердце: он больше не вынашивал никаких планов, не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и воодушевлением».

5. Главная сложность – асимметрия эмоциональной и поведенческой составляющей.

Мы сталкиваемся с главной сложностью в работе с клиентами:

Благодаря чему может появится «нравится» или затронутость? Почему это сложный вопрос?

Поскольку определение ЭВ описывает эмоциональность выгоревшего как тяжелую симптоматику. Одна клиентка сказала: «До выгорания я 90% отдавала работе и у меня не было личной жизни; сейчас мне нужно перестроиться. Создать баланс». Что же вызывает этот перекос? Почему 90% времени отдано работе, а не себе? ЭВ = работоголизм («Я думаю о работе, чтобы не думать о своих чувствах и переживаниях»).

Эмоциональное выгорание – это возможность для человека всерьез посмотреть на себя: свое тело, свои чувства, подумать о себе. ЭВ возвращает нас к себе самим. Оно говорит о том, что твоя жизнь проходит без тебя, без твоего персонального решения.

Итак, что это за основные элементы:

1. Эмоциональное истощение. Оно означает потерю энергии чувствования. Эмоциональное истощение означает недостаток энергии. Эмоциональность это способ, с помощью которого мы переживаем жизнь. Этот способ снижен. Происходит сопротивление как защитная реакция. Эмоциональность, которая долгое время игнорировалась, сейчас проявляется во всей силе. Например, я берусь за проекты, на которые у меня не было внутреннего согласия. Итак, меня больше не приводит в движение то, что я делаю.

2. Деперсонализация, как это назвала Маслач, или дегуманизация. Социальные отношения этих людей становятся аперсональными 6. Отношения с коллегами и сотрудниками друзьями становятся циничными, негативными. Возникают негативные чувства. Чувство вины, что они не могут уже это делать. Любой контакт с рабочим местом или с коллегами или с домом вызывает эффект «кипящей кастрюли». Хочется отойти от этого в сторону, отбросить предмет. Их Person больше не присутствует в том, что они делают. Они все отдали, больше нет сил отдавать, и поэтому они закрываются, впадают в спячку, чтобы защитить свой энергоресурс. Дистанция – это защитная реакция. Минимальные контакты создают напряжение. Итак, движение направленно в обратную сторону: дистанция и избегание.

3. Сниженная работоспособность. Неудовлетворенность своими достижениями в сравнении с тем, что хотелось бы.

Недостаток персональной включенности в деятельность приводит к деперсонализации, основой чего является эмоциональное истощение.

Последний элемент может быть автономный, независимый от первых двух.

6. Что же мы утрачиваем при эмоциональном выгорании:

  • утрата внутренней силы и движения
  • внешние привлекательные моменты не замечаются
  • «желание изнутри» как источник активности опустошен
  • связь с ценностью утеряна («нравится» – это и желание, и ценность)
  • связь с собой

7. Показатели по шкале экзистенции.

В таблице 1 приведены данные клиентки с эмоциональным выгоранием, которая прошла 10 терапевтических сессий, и в таблице 2 приведены данные клиента с эмоциональным выгоранием, который прошел только три сессии согласно измерительной методики «Шкала экзистенции» (А.Лэнгле, К.Орглер) 7. Шкалы (SF, F, V, P, E и G).

В таблице 1 мы можем увидеть существенные изменения по шкалам: самотрансценденция (ST), свобода (F), отвественность (V), персональность (P), экзистенциальность (E) и общий показатель (G). У клиентки был запрос: «Я хочу разобраться с тем, как я сюда попала… как я стала такой...» Одним из существенных моментов в работе с клиенткой была работа с «нравится» – шкала самотрансценденции (ST). Эта шкала позволяет измерить, насколько человек может быть затронут ценностями и попадать в резонанс с ними. Мы видим показатель до терапии — 55 и после — 79.

В таблице 2 мы можем видеть несущественные изменения в показателях: самотрансценденция (ST), свобода (F), персональность (P) и общем показателе (G). Работа с этим клиентом в большей мере была направлена на решение одного актуального запроса: оставаться ли на прежней работе, где пережил ЭВ, или же переходить на другу работу. Лишь кратко мы затронули вопрос психологических причин поведения, направленного на помощь другим и появление многих активностей.

Таблица 1

Клиент (после 10 терапевтических сессий)

I

II

SD

30

25

ST

55

79

F

32

54

V

38

63

P

85

104

E

70

117

G

155

221


Таблица 2

Клиент (после 3 терапевтических сессий)

I

II

SD

32

29

ST

72

77

F

41

44

V

60

56

P

104

106

E

101

100

G

205

206

7.1. Самотрансценденция (ST) – измеряет эмоциональность, которая проявляется в способности:

  • чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать
  • жить ради чего-то/кого-то (ориентироваться в действиях на смысл, а не только на цель)
  • чувствовать ценности, переживать захваченность ценностью, эмоционально откликаться
  • воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего.

7.2. Низкий показатель ST (ниже 58) означает эмоциональную уплощенность и скудность в отношениях с миром и людьми. Жизнь бедна чувствами, преимущественно деловита и функциональна. Недостаток эмоциональности делает человека беспомощным, неуверенным, даже словно бы слепым в восприятии чувств и ценностей: человек сам не знает, что ему нравится и чего он хочет.

Чувство важности и ценности содержаний переживания («что оно делает с человеком и что оно для него значит») ограничено. Возникающие чувства ощущаются как мешающие и вводят в заблуждение. Аффективность и амплитуда чувств плоские, эмоциональность труднодоступна.

7.3. Субшкала «F» измеряет способность решаться.

Свобода (F) охватывает способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью, и таким образом приходить к персонально обоснованному решению. Соотнесение с этими внутренними и внешними условиями ведёт к ясности в принятии решения.

  1. Страх принять неправильное решение. ТРЕВОГА
  2. Снижение активности. ДЕПРЕССИЯ
  3. Видит много возможностей, но не знает, чего хочет. Эмоциональное выгорание из-за многих активностей. ИСТЕРИЯ
  4. Фаталистическая жизненная установка. Формируются зависимости. ОТСУСТВТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТИ.

7.4. Субшкала «V» измеряет обязательное Пойти на что-то.

Проживаемая ответственность является основой для формирования стабильной самоценности. Человек не чувствует персональной включённости в жизнь. Жизнь идет сама собой, она в малой степени поддается планированию и не пронизана собственной волей.

7.5. Показатель Е способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее таким образом в лучшую сторону.

Указывает на образ жизни, в котором решения принимаются с трудом, малая способность выдерживать нагрузки, чувствительность к помехам, склонность начинать действовать на основании внешних побуждающих причин без внутреннего соотнесения.

8. Благодаря чему появляется «нравится».

8.1. Благодаря внешним стимулами/вещам/темам..., которые привлекают человека (природа, собака, любимый человек):

  1. Что хотелось делать в прошлом.
  2. Какой был интерес, но он был утерян.
  3. Что бы хотелось сейчас.
  4. Осознание что «не нравится».

Например, работая с клиенткой с глубокими проявлениями ЭВ, основной акцент был сделан на отношениях и терапевтический контакт. Как правило, у таких клиентов очень дистанцированное и эмоционально отстраненное восприятие. Поэтому интерес и эмпатия терапевта может быть существенным стимулом с такими пациентами. Прояснение вопросов во время сессии: что хотелось бы делать, что нравится порой требуют не мало времени для понимания самим клиентом что он/она хочет.

Данные шаги могут соответствовать седьмой-девятой стадиям: Внутренний мертвец – утрата себя, негативные установки. Доктор Хаус, а также десятой-двенадцатой стадиям, где описывается предел кризиса – пустота, депрессия и суицид.

8.2. Благодаря внутренним стимулам: что нравится делать; внутренние ценности: любовь и интерес к музыке.

  1. ничего не хочется делать...хочется быть самой;
  2. чувство защищенности;
  3. защита своего пространства.

Очень важно помочь клиенту самому опираться на свои «нравится».

Эти «нравится» напоминают маленькие островки, на которые важно аккуратно становиться как терапевту, а также клиенту. Важным маркером для продвижения в поисках «нравится» – понимание, что не нравится. Это начало эмоционального движения у клиента. Ведь его никто об этом не спрашивал. Он жил и делал выборы «на автомате». А сейчас в своем «не нравится» он наталкивается на грани своей эмоциональности. Поэтому здесь важно время для уважительного восприятия «не нравится».

Данные шаги могут соответствовать четвертой-шестой стадиям: жизнь в отрицании (пример из фильма «Готэм», где у главного героя Джеймса Гордона происходит координальные изменения ценностей).

8.3. Благодаря желанию, идущему изнутри. Желание к жизни или стремлению к активности. Если внешние раздражители встречаются с внутренней диспозицией, они начинаются стимулировать и будить в нем «дух жизни».

  1. Работа с установкой к себе, миру и людям. Например, за меня решают всё. Я хочу понравиться, и это способ получить внимание.
  2. Работа с самоценностью.

На этом этапе важно поддерживать клиента и помогать ему фиксироваться на своих выборах. Важно укрепить и усилить мышцу «нравится». В решении клиентом выбирать то, что ему нравится, дает свободу и укрепляет его персональность.

Данные шаги могут соответствовать первым трем стадиям выгорания по К.Маслач: активность набирает обороты, инициативность, работа переходит границы, начало игнорирование своих потребностей.

Вывод

  1. У клиентов с ЭВ страдает уровень 2 и 3 ФМ. Мы сфокусировались на работе со 2 ФМ.
  2. При работе с клиентами, переживающими ЭВ, важную роль играет 1 ФМ тогда, когда клиент продолжает работать и не дистанцирован от работы. Условия, в которых работает клиент, рассматриваются именно на уровне 1 ФМ.
  3. Работа на уровне 2ФМ затрагивает и другие уровни экзистенции. В данной работе мы рассмотрели лишь работу с появляется «нравится» у клиентов с синдромом эмоционального выгорания.

2 Van Emmerik, H. For better or for worse? Adverse working conditions and the beneficial effects of mentoring / H. Van Emmerik // Career Development International. — 2004. — No. 9. — pp. 358–373. Schaufeli, Wilmar B., Leiter, Michael P., Maslach, Christina. Burnout: 35 years of

research andpractice / Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter, Christina Maslach // Career Development International. — 2009. — V. 14. No. 3. — pp. 204 — 220.

3 Maslach, Christina and Schaufeli, Wilmar, ‘Historical and Conceptual Development of Burnout’, in Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research, ed. by Wilmar Schaufeli, Christina Maslach, and Tadeausz Marek (Washington, DC: Taylor & Francis, 1993), pp. 1–16.

4 Schaufeli, W., Enzmann, D. The burnout companion to study and practice: a critical analysis / Wilmar Schaufeli, Dirk Enzmann. — 1st ed. — London; Philadelphia, PA: Taylor & Francis, 1998. — 224 p. Christina Maslach and Wilmar Schaufeli, ‘Historical and Conceptual Development of

Burnout’, in Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research, ed. Wilmar Schaufeli, Christina Maslach, and Tadeausz Marek (Washington, DC: Taylor & Francis, 1993), pp. 1–16.

6 В данной динамике отмечается недостаточная роль духовно-персонального измерения в формировании личности. Пациентам с нарушенной персональностью свойственно: иметь низкий уровень контакта с самим собой (им трудно определить свои чувства), низкий уровень самоценности, низкая рефлексия поведения при копинговых реакциях.

7 Шкала экзистенции (ШЭ) является одним из психометрических инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле. Над опросником в 1988–1989 гг. работала К. Орглер, она подобрала вопросы и получила первые данные по стандартизации на выборке, составляющей более тысячи испытуемых. Тест измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается испытуемым.


Чтобы записаться на прием,
оставьте заявку!