Благодаря чему появляется «нравится» у клиентов с синдромом эмоционального выгорания
Вячеслав Халанский, психотерапевт экзистенциально-аналитического направления, член УСП (Української Спілки Психотерапевтів)
Доклад на IІІ Научно-практической конференции «Эмоции и экзистенция» (14.12.2019, Киев)
Терапевтическая стратегия, которая включает в себя три условия, благодаря которым «нравится» может возникнуть у клиентов с синдромом эмоционального выгорания (ЭВ).
Введение
Мацури Такахаши покончила с собой в апреле 2015 года из-за переработки1. За несколько недель до гибели она опубликовала в социальных сетях: «Я хочу умереть… я разбита физически и психологически». Виво Садо, журналистка – ей был 31 год, когда она умерла от сердечной недостаточности в июле 2013 года. За два месяца у нее было только два выходных. Роберт Энке, голкипер Ганновера и национальной сборной Германии, завершил жизнь самоубийством в 32 года. Причина – страх показать свое психологическое состояние в результате которого он боялся потерять приемную дочь.
Все эти ужасные случаи говорят лишь о том, что эмоциональное истощение может оказать серьезные последствия на психологическое и физическое здоровье.
Позвольте у вас спросить:
- Оцените качество вашего сна?
- Поднимите руку, если за последние 2–3 недели чаще, чем 3 раза в неделю, вы чувствовали усталость?
- Есть ли у вас стратегия/план создания баланса между работой и отдыхом?
Если вы отвечаете на второй и третий вопрос отрицательно, и к тому же недовольны своим сном, тогда это повод задуматься над тем, как вам научиться заботиться о себе.
Эти вопросы могут для кого-то прозвучать, как гром среди ясного неба, для кого-то показаться примитивными. Но для людей, переживших эмоциональное выгорание, они имеют значение.
Эмоциональное выгорание превращает человека в предмет, функциональный аппарат. При этом лишает его ощущения как живущего, человека во плоти, с кожей, волосами, с чувствами и ощущениями. Отсутствие ощущения «что хорошо для меня», «что причиняет мне боль или что ранит» приносит усиление боли и ранит вдвойне: стремления вознаграждаются болью, и чем сильнее это устремление, тем боль больше. Нарушение внутреннего ориентира «нравится» влияет на качество жизни клиентов. Его «поломка» напоминает поврежденный прибор в навигации.
Когда жизнь нагружается страданиями, стрессами, без внутреннего питания «нравится», тогда ответственности перерастают в долженствование. Тогда жизнь не может пробиться внутрь и напитать страдающего от эмоционального выгорания.
Моя задача состоит в том, чтобы предложить терапевтическую стратегию сопровождения клиентам, страдающим от ЭВ, и вновь найти внутренний ориентир, внутренний «нюх» к своей ценности и хорошему для себя. Профилактика эмоционального выгорания происходит из ясного понимания того, что происходит в выгорании.
Содержание
ЭВ может быть понято как симптом не экзистенциальной установки – установки в отношении собственной жизни, в отношении бытия-здесь, собственной экзистенции. Часто это бывает установка, направленная на достижения, или требовательная установка, которая недостаточно соотносится с собственным бытием человека, с ним самим, с его отношениями с самим собой. Из практики работы с клиентами с ЭВ мы можем слышать:
- «Я не знаю, что я хочу...»
- «Я чувствую, что моя жизнь пуста...»
- «Я всегда был/-а активным и живым человеком, делала очень много, личной жизни не было… и вдруг я стал/-а боятся людей, никого не хочу видеть...»
1. Что такое эмоциональное выгорание?
Понятие ЭВ было известно задолго до 1974 года. В 1922 году Томас Манн в романе «Будденброки» создал образ «выгоревшего» человека: чрезвычайное утомление, утрата идеалов, а также потеря любви к работе. «Ионыч» Антона Чехова : человек «выгорел» под влиянием среды. Об этом же роман Грэма Грина «Ценой потери» (A Burnt-Out Case, 1960).
В научный обиход термин «эмоциональное выгорание» вошел благодаря американскому психологу и психиатру Герберту Фрейденбергергу. Он заметил у добросовестных и прежде полных энтузиазма служащих такие симптомы, как истощение, усталость, раздражительность и потерю мотивации. Термин «выгорание» был взят из молодежной терминологии 1970-х, который описывал в то время разрушительный эффект хронического злоупотребления наркотиками2. Эмоциональное выгорание — это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений3.
Клиенты с ЭВ часто жалуются на усталость, постоянную усталость. Усталость, как жвачка, создает эффект тягучести. Время тянется долго. Дела делаются медленно. В результате возникает злость на самого себя и окружающих.
На сегодня этой теме посвящено более 6 тыс. книг, статей и диссертаций4.
Эмоциональное выгорание может затронуть любого человека, вне зависимости от социального статуса, профессии и возраста.
2. Источники эмоционального выгорания:
а) Индивидуально-психологические особенности. Это установки, сформировавшиеся в детстве. Например, родители определяют для меня, что хорошо, а что нет. Я не беру на себя ответственность самому принимать решение. Или попытка компенсировать дефицит внимания. Или похвалу нужно заслужить и для этого что-то сделать.
б) Социально-психологические условия.
в) Организационные структуры. Например, внедрение в Новой Зеландии четырехдневной рабочей недели и т.п. Новозеландская компания Perpetual Guardian занимается недвижимостью с 1882 года. 140 000 тыс. клиентов и активы на $150 млн. Она провела эксперимент по сокращению рабочих дней, в результате которого сотрудники на 20% чувствовали себя счастливее. Уменьшился стресс и напряжение, а также выгорание. Рост производительности труда поднялся на 20%. Уровень стресса персонала снизился с 45% до 38%. Баланс между работой и личной жизнью увеличился с 54% до 78%. Чувство заинтересованности работой выросло, как и обязательства перед начальством – с 68% до 88% 5.
3. Что чувствует клиент с эмоциональным выгоранием:
- Я не знаю, что со мной происходит.
- Я ничего не чувствую по отношению к людям.
- Я не знаю, что я хочу.
- Я не знаю, что мне делать: «Я уже не могу делать что-нибудь для них из сострадания».
4. Трудности у клиентов с эмоциональным выгоранием в понимании «что хочется».
Клиенты с ЭВ еще до появления симптомов переживают трудность с чувствами. Жизнь скорее напоминает нормативность, долженствование. Чувства для них – сентиментальность; они прагматичны, либо чувствительны, и в большинстве идеалисты; были прагматичны, уверены в себе.
С этой точки зрения ЭВ – это возврат к себе, к своей жизни, к пониманию того, что хочется и что нравится. Нравится/не нравится охватывает переживание, если во мне возникает движение, резонанс с тем, что я делаю или выбираю.
Приведу отрывок из «Будденброков»:
«Он хотел сказать, что ему предстоит еще неимоверно много работы, прежде чем он – в далеком будущем – почувствует, что достиг цели, завоевал себе право на отдых и приятный досуг. Но в глубине души сенатор не верил, что наступит такое время. Какая-то сила гнала его вперед, не давая ему покоя. Даже когда он будто бы и отдыхал – скажем, после обеда с газетой в руках, неторопливо покручивая свой длинный ус, – у него на бледных висках бились жилки и тысячи замыслов роились в голове».
Предел опустошения нравится/не нравится мы находим в следующей фразе (там же):
«Пусто было у него на сердце: он больше не вынашивал никаких планов, не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и воодушевлением».
5. Главная сложность – асимметрия эмоциональной и поведенческой составляющей.
Мы сталкиваемся с главной сложностью в работе с клиентами:
Благодаря чему может появится «нравится» или затронутость? Почему это сложный вопрос?
Поскольку определение ЭВ описывает эмоциональность выгоревшего как тяжелую симптоматику. Одна клиентка сказала: «До выгорания я 90% отдавала работе и у меня не было личной жизни; сейчас мне нужно перестроиться. Создать баланс». Что же вызывает этот перекос? Почему 90% времени отдано работе, а не себе? ЭВ = работоголизм («Я думаю о работе, чтобы не думать о своих чувствах и переживаниях»).
Эмоциональное выгорание – это возможность для человека всерьез посмотреть на себя: свое тело, свои чувства, подумать о себе. ЭВ возвращает нас к себе самим. Оно говорит о том, что твоя жизнь проходит без тебя, без твоего персонального решения.
Итак, что это за основные элементы:
1. Эмоциональное истощение. Оно означает потерю энергии чувствования. Эмоциональное истощение означает недостаток энергии. Эмоциональность это способ, с помощью которого мы переживаем жизнь. Этот способ снижен. Происходит сопротивление как защитная реакция. Эмоциональность, которая долгое время игнорировалась, сейчас проявляется во всей силе. Например, я берусь за проекты, на которые у меня не было внутреннего согласия. Итак, меня больше не приводит в движение то, что я делаю.
2. Деперсонализация, как это назвала Маслач, или дегуманизация. Социальные отношения этих людей становятся аперсональными 6. Отношения с коллегами и сотрудниками друзьями становятся циничными, негативными. Возникают негативные чувства. Чувство вины, что они не могут уже это делать. Любой контакт с рабочим местом или с коллегами или с домом вызывает эффект «кипящей кастрюли». Хочется отойти от этого в сторону, отбросить предмет. Их Person больше не присутствует в том, что они делают. Они все отдали, больше нет сил отдавать, и поэтому они закрываются, впадают в спячку, чтобы защитить свой энергоресурс. Дистанция – это защитная реакция. Минимальные контакты создают напряжение. Итак, движение направленно в обратную сторону: дистанция и избегание.
3. Сниженная работоспособность. Неудовлетворенность своими достижениями в сравнении с тем, что хотелось бы.
Недостаток персональной включенности в деятельность приводит к деперсонализации, основой чего является эмоциональное истощение.
Последний элемент может быть автономный, независимый от первых двух.
6. Что же мы утрачиваем при эмоциональном выгорании:
- утрата внутренней силы и движения
- внешние привлекательные моменты не замечаются
- «желание изнутри» как источник активности опустошен
- связь с ценностью утеряна («нравится» – это и желание, и ценность)
- связь с собой
7. Показатели по шкале экзистенции.
В таблице 1 приведены данные клиентки с эмоциональным выгоранием, которая прошла 10 терапевтических сессий, и в таблице 2 приведены данные клиента с эмоциональным выгоранием, который прошел только три сессии согласно измерительной методики «Шкала экзистенции» (А.Лэнгле, К.Орглер) 7. Шкалы (SF, F, V, P, E и G).
В таблице 1 мы можем увидеть существенные изменения по шкалам: самотрансценденция (ST), свобода (F), отвественность (V), персональность (P), экзистенциальность (E) и общий показатель (G). У клиентки был запрос: «Я хочу разобраться с тем, как я сюда попала… как я стала такой...» Одним из существенных моментов в работе с клиенткой была работа с «нравится» – шкала самотрансценденции (ST). Эта шкала позволяет измерить, насколько человек может быть затронут ценностями и попадать в резонанс с ними. Мы видим показатель до терапии — 55 и после — 79.
В таблице 2 мы можем видеть несущественные изменения в показателях: самотрансценденция (ST), свобода (F), персональность (P) и общем показателе (G). Работа с этим клиентом в большей мере была направлена на решение одного актуального запроса: оставаться ли на прежней работе, где пережил ЭВ, или же переходить на другу работу. Лишь кратко мы затронули вопрос психологических причин поведения, направленного на помощь другим и появление многих активностей.
Таблица 1
Клиент (после 10 терапевтических сессий) |
I |
II |
|
SD |
30 |
25 |
|
ST |
55 |
79 |
|
F |
32 |
54 |
|
V |
38 |
63 |
|
P |
85 |
104 |
|
E |
70 |
117 |
|
G |
155 |
221 |
Таблица 2
Клиент (после 3 терапевтических сессий) |
I |
II |
|
SD |
32 |
29 |
|
ST |
72 |
77 |
|
F |
41 |
44 |
|
V |
60 |
56 |
|
P |
104 |
106 |
|
E |
101 |
100 |
|
G |
205 |
206 |
7.1. Самотрансценденция (ST) – измеряет эмоциональность, которая проявляется в способности:
- чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать
- жить ради чего-то/кого-то (ориентироваться в действиях на смысл, а не только на цель)
- чувствовать ценности, переживать захваченность ценностью, эмоционально откликаться
- воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего.
7.2. Низкий показатель ST (ниже 58) означает эмоциональную уплощенность и скудность в отношениях с миром и людьми. Жизнь бедна чувствами, преимущественно деловита и функциональна. Недостаток эмоциональности делает человека беспомощным, неуверенным, даже словно бы слепым в восприятии чувств и ценностей: человек сам не знает, что ему нравится и чего он хочет.
Чувство важности и ценности содержаний переживания («что оно делает с человеком и что оно для него значит») ограничено. Возникающие чувства ощущаются как мешающие и вводят в заблуждение. Аффективность и амплитуда чувств плоские, эмоциональность труднодоступна.
7.3. Субшкала «F» измеряет способность решаться.
Свобода (F) охватывает способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью, и таким образом приходить к персонально обоснованному решению. Соотнесение с этими внутренними и внешними условиями ведёт к ясности в принятии решения.
- Страх принять неправильное решение. ТРЕВОГА
- Снижение активности. ДЕПРЕССИЯ
- Видит много возможностей, но не знает, чего хочет. Эмоциональное выгорание из-за многих активностей. ИСТЕРИЯ
- Фаталистическая жизненная установка. Формируются зависимости. ОТСУСТВТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТИ.
7.4. Субшкала «V» измеряет обязательное Пойти на что-то.
Проживаемая ответственность является основой для формирования стабильной самоценности. Человек не чувствует персональной включённости в жизнь. Жизнь идет сама собой, она в малой степени поддается планированию и не пронизана собственной волей.
7.5. Показатель Е способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее таким образом в лучшую сторону.
Указывает на образ жизни, в котором решения принимаются с трудом, малая способность выдерживать нагрузки, чувствительность к помехам, склонность начинать действовать на основании внешних побуждающих причин без внутреннего соотнесения.
8. Благодаря чему появляется «нравится».
8.1. Благодаря внешним стимулами/вещам/темам..., которые привлекают человека (природа, собака, любимый человек):
- Что хотелось делать в прошлом.
- Какой был интерес, но он был утерян.
- Что бы хотелось сейчас.
- Осознание что «не нравится».
Например, работая с клиенткой с глубокими проявлениями ЭВ, основной акцент был сделан на отношениях и терапевтический контакт. Как правило, у таких клиентов очень дистанцированное и эмоционально отстраненное восприятие. Поэтому интерес и эмпатия терапевта может быть существенным стимулом с такими пациентами. Прояснение вопросов во время сессии: что хотелось бы делать, что нравится порой требуют не мало времени для понимания самим клиентом что он/она хочет.
Данные шаги могут соответствовать седьмой-девятой стадиям: Внутренний мертвец – утрата себя, негативные установки. Доктор Хаус, а также десятой-двенадцатой стадиям, где описывается предел кризиса – пустота, депрессия и суицид.
8.2. Благодаря внутренним стимулам: что нравится делать; внутренние ценности: любовь и интерес к музыке.
- ничего не хочется делать...хочется быть самой;
- чувство защищенности;
- защита своего пространства.
Очень важно помочь клиенту самому опираться на свои «нравится».
Эти «нравится» напоминают маленькие островки, на которые важно аккуратно становиться как терапевту, а также клиенту. Важным маркером для продвижения в поисках «нравится» – понимание, что не нравится. Это начало эмоционального движения у клиента. Ведь его никто об этом не спрашивал. Он жил и делал выборы «на автомате». А сейчас в своем «не нравится» он наталкивается на грани своей эмоциональности. Поэтому здесь важно время для уважительного восприятия «не нравится».
Данные шаги могут соответствовать четвертой-шестой стадиям: жизнь в отрицании (пример из фильма «Готэм», где у главного героя Джеймса Гордона происходит координальные изменения ценностей).
8.3. Благодаря желанию, идущему изнутри. Желание к жизни или стремлению к активности. Если внешние раздражители встречаются с внутренней диспозицией, они начинаются стимулировать и будить в нем «дух жизни».
- Работа с установкой к себе, миру и людям. Например, за меня решают всё. Я хочу понравиться, и это способ получить внимание.
- Работа с самоценностью.
На этом этапе важно поддерживать клиента и помогать ему фиксироваться на своих выборах. Важно укрепить и усилить мышцу «нравится». В решении клиентом выбирать то, что ему нравится, дает свободу и укрепляет его персональность.
Данные шаги могут соответствовать первым трем стадиям выгорания по К.Маслач: активность набирает обороты, инициативность, работа переходит границы, начало игнорирование своих потребностей.
Вывод
- У клиентов с ЭВ страдает уровень 2 и 3 ФМ. Мы сфокусировались на работе со 2 ФМ.
- При работе с клиентами, переживающими ЭВ, важную роль играет 1 ФМ тогда, когда клиент продолжает работать и не дистанцирован от работы. Условия, в которых работает клиент, рассматриваются именно на уровне 1 ФМ.
- Работа на уровне 2ФМ затрагивает и другие уровни экзистенции. В данной работе мы рассмотрели лишь работу с появляется «нравится» у клиентов с синдромом эмоционального выгорания.
1 Режим доступа [https://www.theguardian.com/world/2017/oct/05/japanese-woman-dies-overwork-159-hours-overtime].
2 Van Emmerik, H. For better or for worse? Adverse working conditions and the beneficial effects of mentoring / H. Van Emmerik // Career Development International. — 2004. — No. 9. — pp. 358–373. Schaufeli, Wilmar B., Leiter, Michael P., Maslach, Christina. Burnout: 35 years of
research andpractice / Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter, Christina Maslach // Career Development International. — 2009. — V. 14. No. 3. — pp. 204 — 220.
3 Maslach, Christina and Schaufeli, Wilmar, ‘Historical and Conceptual Development of Burnout’, in Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research, ed. by Wilmar Schaufeli, Christina Maslach, and Tadeausz Marek (Washington, DC: Taylor & Francis, 1993), pp. 1–16.
4 Schaufeli, W., Enzmann, D. The burnout companion to study and practice: a critical analysis / Wilmar Schaufeli, Dirk Enzmann. — 1st ed. — London; Philadelphia, PA: Taylor & Francis, 1998. — 224 p. Christina Maslach and Wilmar Schaufeli, ‘Historical and Conceptual Development of
Burnout’, in Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research, ed. Wilmar Schaufeli, Christina Maslach, and Tadeausz Marek (Washington, DC: Taylor & Francis, 1993), pp. 1–16.
5 Режим доступа [https://www.vyacheslavkhalanskiy.com.ua/ru/kak-4-dnevnaja-rabochaja-nedelja-povlijala-na-sotrudnikov-jeksperiment-kompanii-perpetual-guardia/]
6 В данной динамике отмечается недостаточная роль духовно-персонального измерения в формировании личности. Пациентам с нарушенной персональностью свойственно: иметь низкий уровень контакта с самим собой (им трудно определить свои чувства), низкий уровень самоценности, низкая рефлексия поведения при копинговых реакциях.
7 Шкала экзистенции (ШЭ) является одним из психометрических инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле. Над опросником в 1988–1989 гг. работала К. Орглер, она подобрала вопросы и получила первые данные по стандартизации на выборке, составляющей более тысячи испытуемых. Тест измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается испытуемым.