«За равные права» – конец ли это свободы для екс-геев?
Я долго думал, высказываться мне на эту тему или нет. Хорошо понимаю, что среди друзей это вызовет нейтральное молчание, в профессиональных кругах будет воспринято неоднозначно, а со стороны как сторонников ЛГБТ, так и их противников скорее всего нарвусь на незаслуженную критику. И все же позволю высказать свою позицию в силу своего профессионального долга. Сразу оговорюсь, что я не поддерживаю любую форму агрессии к той или иной точке зрения или позиции, а также к ее запрету. Из достоверных исследований в области социальной психологии известно, что любая форма запретов не работает (Adam Alter), а люди, запрещающие что-либо, неосознанно тянутся к предмету запрета (Seymour Feshbah & Robert D.Singer).
Предыстория
Как психолог и психотерапевт я работаю с людьми, испытывающими связанные с психическим здоровьем проблемы: страхи, панические атаки, эмоциональное выгорание и другие. Среди моих клиентов есть также те, кто имеет гетеросексуальную ориентацию, но ощущают влечение к своему полу. Однако этот импульс противоречит их внутренней природе и картине мира. Из-за этого они испытывают сильные психологические страдания, что, впрочем, часто игнорируется в нашем обществе.
Если мы посмотрим некоторые СМИ, станет очевидным, что представители ЛГБТ нуждается в защите, толерантном отношении и в равных правах с гетеросексуалами. Но вот только что я столкнулся с давлением и агрессией со стороны сторонников ЛГБТ. Поясню позже. Сейчас лишь отмечу, что в подобных дебатах игнорируется социальный запрос тех, для кого гей-идентичность неприемлема.
Дело в том, что в конце мая я пригласил в Киев специалистов помогающих профессий из Украины и стран Европы, специалистов репаративной терапии, чтобы обсудить возможности лечения людей с гомосексуальной ориентацией, но желающих изменить ее на гетеро. В обрушившихся на нас нападках со стороны гей-лобби один из главных аргументов звучал так: гомосексуализм исключен из списка болезней. Проведу аналогию с проблемой зависимого поведения от гаджетов и потребности быть он-лайн (смартфоны, соцсети, электронная почта и т. д.). С точки зрения классификации болезней это не является болезнью, хотя, согласно исследованиям, приносит значительный вред психическому здоровью такого человека и его окружению (см. новаторские исследования Adam Alter более 10000 подростков). Гомосексуализм был исключен из списка болезней, но это не делает его нормой. В то же время с медико-биологической точки зрения доказать нормальность гомосексуальности невозможно, за это можно только проголосовать (см. подробнее проф. Г.С.Кочарян), что и произошло в 1973 году под давлением гей-лобби (см. там же). Часто идеологи гендерной идентичности «удачно» манипулируют понятиями предрасположенности к гомосексуальному поведению и предопределенности, подменяя их, однако это не одно и то же. Исходя из этого, в психотерапевтической практике встречаются клиенты, которым гомосексуальный образ жизни чужд и они хотят освободиться от этой тяги – как, например, и от компьютерной зависимости или другие навязчивых мыслей и действий.
В Украине уже существуют грантовые проекты, в рамках которых социальные психологи помогают людям с гей-идентичностью, практикуя гей-утверждающую (аффирмативнаю) терапию. Вместе с тем мало что известно о научных исследованиях в области формирования и развития феномена гомосексуального поведения у мужчин (по объективным причинам). Я не знаю специалистов, готовых помогать такому человеку. Скорее мы найдем специалистов, которые скажут клиенту: «Если ты испытываешь гомосексуальное влечение – какие проблемы?!»
Такое положение вещей и подтолкнуло нас к переводу и изданию книги Джозефа Николози «Стыд и утрата привязанности». При этом изначально мы решили не ввязываться в баталии с ЛГБТ и их противниками, это не наша задача. Сфокусировались именно на людях с гомосексуальным влечением, но желающих от него освободиться, поскольку оно чуждо их природе.
Появление книги «Стыд и утрата привязанности»
В 2017 году я с коллегами инициировал издание книги Джозефа Николози «Стыд и утрата привязанности», а в 2018 году книга вышла в свет (см. рецензии украинских специалистов). Мы издали перевод на русском языке, поскольку есть запросы от коллег из России, Беларуси и бывшего СНГ. Автор книги – американский клинический психолог, который более 30 лет в своей практике изучал феномен гомосексуальности у мужчин. Подход автора новаторский, о чем пестрят рецензии видных американских ученых. Первоначально книга была издана в престижном американском издании InterVarsity Press в 2009 году. Из 23 глав книги половина посвящена теории, а половина – практике работы с мужчинами с гетеросексуальной идентичностью, испытывающих влечение к своему полу, но желающих от него избавиться. Позиция автора альтернативна гей-утверждающей (аффирмативной) терапии, что и вызывает значительную критику.
Если апеллировать к диалогу и равным правам в представлении позиций, то книга должна быть принята и изучена. Что можно ожидать? Здоровой критики, оценки, научной дискуссии. Однако со стороны сторонников ЛГБТ посыпались нарекания и обвинения, сводившиеся к одному знаменателю: гомофобы!!! В результате запланированная в одной уважаемой научной институции презентация книги была отменена, а семинар для психологов и священников приходится организовывать едва ли не в режиме строжайшей секретности.
В начале колонки я подчеркнул, что сам выступаю за равные права. Но в этом случае почему-то права оказались далеко не равные. Мы с коллегами ощутили агрессию, давление и манипуляцию со стороны ЛГБТ. Нас, психологов и исследователей, обвинили в гомофобии из-за издания научной книги, в которой представлена альтернативная позиция! И здесь приходится согласиться с тем, что «гомофобия» становится удобным стигматизирующим словом для любых суждений, возражений или иной позиции, противоречащих гомосексуальной модели поведения (Christl Ruth Vonholdt). Почему в нашем обществе равные права относятся к людям только одной категории? Еще раз оговорюсь, что я не за запреты. Я не поддерживаю агрессивную позицию ни представителей ЛГБТ, ни их противников. Я за то, чтоб перестать видеть в другом врага и увидеть человека.
Не окажется ли так, что отстаивая права одних, мы незаметно уничтожаем своего ближнего? И не получится ли так, что лозунг «За равные права» может стать тупиком для тех, кто хочет жить по-другому? Подчеркну, что движение экс-геев не стоит связывать только с религиозными предпосылками, как это часто делается в ЛГБТ-публикациях. Есть немало случаев, когда освободиться от гомосексуального влечения хотят нерелигиозные клиенты нерелигиозных психотерапевтов. Способно ли украинское общество увидеть и эту категорию людей? Хотелось, чтобы Ирина Билык и этим людям могла сказать о равенстве прав, а нью-йоркские геи подтвердили бы, что экс-геи тоже имеют право сделать свой – любой – выбор. Но что-то мне подсказывает, что так не произойдет. Как хотелось бы в этом ошибиться…