Что такое "петля горя" и как из нее выйти
Во время выступления на Громадском радио психолог, психотерапевт Вячеслав Халанский рассказал, как обретать новые смыслы и не зацикливаться на негативе, находясь в сложных жизненных ситуациях, в эмоциональном тупике, который в психологии называется «петлей горя».
Ведущий: Что такое «смысл»? Почему он может быть опорой в нашей жизни?
Вячеслав Халанский: Первым, кто обратил на это внимание, был Виктор Франкл. Это один из первых ученых-психотерапевтов, который обратил внимание на смысл как главную потребность человека. Он сам пережил три лагеря смерти. Скорее всего, он там практиковал свою теорию, которую открыл за 10 лет до попадания в концлагерь.
Он понимал под смыслом что-то конкретное. Смысл — это то, что человек открывает, над чем он работает. Смысл жизни приходит изнутри. Когда мы говорим о смысле, мы говорим о ценностях, которые приводят нас к нему.
Ведущий: Хотелось бы подробнее поговорить о «петле горя».
Вячеслав Халанский: Многие специалисты критикуют выделение последовательных этапов: некоторые говорят о трех этапах, некоторые — о 10. Из своей практики я вижу смысл выделять стадии, но с определенными особенностями.
Первой обратила внимание на этапы Элизабет Кюблер-Росс. Она помогла понять, как умирают люди. Основные стадии такие:
- Человек получает новость о том, что он болен, например, раком. Может происходить парализация, шок.
- Отрицание.
- Следующей реакцией может быть агрессия. Человек может закрыться, что не очень хорошо. Лучше, чтобы он проявлял эмоции, плакал. Важно обращаться к себе, думать о своих чувствах, но не о том, какого поведения от тебя ждут другие.
- Депрессия.
- Выход из горя.
Ведущий: Эти стадии типичны для всех людей?
Вячеслав Халанский: Многие психологи критикуют эту модель. Скорее всего, речь должна идти не о стадиях, а о задачах на данный период. Многие мои коллеги говорят, что от агрессии можно вернутся к отрицанию.
Ведущий: Есть еще понятие «торг». Насколько важно в ситуации горя продолжать бороться?
Вячеслав Халанский: Человек в состоянии депрессии не будет бороться. Депрессия продолжается, пока человек требует от мира, от людей, чтобы они дали ему желаемое. Виктор Франкл поставил вопрос по-другому: «Что мир хочет от меня?» В Вене к Франклу пришел очень известный врач. Он потерял свою жену. Врач ходил к психоаналитикам, ничего не помогало. Франкл сказал, что видит, как сильно тот страдает, и спросил: «Если бы вы умерли первыми, а не ваша жена, что бы было с ней?». Врач ответил, что она бы этого не выдержала. Тогда к нему пришел смысл, что он, может быть, спас свою жену от большего страдания, чем выдерживает сам.
Торг — это попытка человека, находящегося в стадии депрессии, получить от судьбы желаемое каким-то способом. За хорошее здоровье человек готов вложить миллион долларов в детский дом.
Ведущий: Что нужно делать человеку, чтобы обрести новые смыслы?
Вячеслав Халанский: Человеку, который переживает горе, нужно «теплое одеяло», близость с собой. Часто люди, которые переживают тяжелые обстоятельства, начинают чем-то активно заниматься, что заканчивается депрессией. Каждое чувство требует внимания к себе. Когда происходит горе, утрата, мы теряем контакт с собой. Мы перестаем чувствовать себя. Я часто говорю свои клиентам: «Если вам хочется лежать в теплой кровати, делайте это».
Ведущий: Как человеку в сложной ситуации решиться на первый шаг?
Вячеслав Халанский: Нужно найти человека, с которым можно поговорить. Нужно говорить о своих чувствах. Это помогает понять, чего хочет человек. Когда мы начинаем говорить, нам становится яснее, что делать дальше. Спросить себя, чего вы хотите, — это мотивационная точка.
Ведущий: Насколько важно для человека оценить опыт выхода из кризиса?
Вячеслав Халанский: Процесс адаптации после кризиса очень важен.
Отсутствие успеха — это новая возможность. Нужно спросить себя, что у меня получается лучше всего. Это фундаментальные вещи, хотя нет тезисов, которые помогут все решить. У каждого человека происходит уникальный процесс. Переживая горе, важно не оставаться одному. В нашей культуре мы часто боимся просить о помощи. Многие мои пациенты утверждают, что боятся говорить о своих психологических проблемах из-за того, что их могут уволить. Но слабость — это одно из качеств жизни.
Если человек не справляется в адаптационный период, нет тенденции к выходу, нужно обращаться к специалисту. В американской классификации болезней есть такой критерий: в течение 6 месяцев после утраты должны произойти положительные сдвиги. Если они не происходят в течение года, наверное, нужна помощь.
Ведущий: Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в сложных ситуациях?
Вячеслав Халанский: Всем нам важно понимать, что у нас всегда есть свобода что-то сделать со своей жизнью прямо сейчас.
Полную версию материала можно прочитать здесь
Фото: findatopdoc.com