Наука о счастье. Как изменить свою жизнь к лучшему
Автор: Вячеслав Халанский
Опубликовано: Новое Время
Тот, кто счастлив, сделает счастливыми и других... Как замечательно, что никому не нужно ждать ни минуты, прежде чем начать улучшать мир.
Анна Франк, «Дневник молодой девушки»
Не знаю, как вам, а мне порой приходится прилагать усилия, чтобы бороться с негативными мыслями и избегать излишней тревоги. 2020 год принес и продолжает приносить непредвиденные вызовы: коронавирус, обострение экономических и политических проблем. Но я задаюсь вопросом: могу ли я посмотреть на мир более позитивно? Возможно, разговор о счастье — это то, что всем нам сегодня необходимо.
Ветер перемен
В нашем обществе ощутим ветер перемен. Мы все больше говорим о чувствах и эмоциональном здоровье. Мужчины, крутые и непреклонные, говорят о своих болях, о кризисе отношений в семье. Относительно недавно принц Гарри и принц Уильям впервые после гибели принцессы Дианы заговорили о том, как смерть матери повлияла на их ментальное здоровье, и о своем обращении к психотерапевту. Принц Уильям признался, что отключил свои эмоции почти на двадцать лет. «Я могу с уверенностью сказать, что потеря моей мамы в 12 лет, и, следовательно, подавление всех моих эмоций в течение последних 20 лет, оказали довольно серьезное воздействие не только на мою личную жизнь, но и на мою работу». Мы больше думаем о своем внутреннем мире, о том, что чувствуют другие. Новый ветер перемен – это новая, более мягкая культура.
В 2008 году президент Франции Николя Саркози учредил международную комиссию по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса. Французское законодательство, как и шведское, теперь требует, чтобы все основные изменения анализировались на предмет их воздействия на уровень благополучия, не опираясь на ВВП страны. Критерием экономического развития общества предложено использовать показатель «Качество жизни». В январе 2019 года премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн обращалась к мировым лидерам в Давосе. Она объявила, что ее правительство поставило целью благополучие страны и будет использовать его для формирования основы бюджета.
«Если мы намного богаче, чем предыдущие поколения, то почему мы ненамного счастливее?»
Вместе с тем старая культура, ориентированная на внешние достижения, продолжает доминировать. В ее фокусе достижение личного успеха: хорошие оценки, престижная работа, высокий доход и достойный партнер. Эта культура принесла много пользы, но также и стресса. Люди задаются вопросом: «Если мы намного богаче, чем предыдущие поколения, то почему мы ненамного счастливее?»
В потрясающей книге Ричарда Лэйарда «Happiness» описывается парадокс: за последние 50 лет мы не стали счастливее, несмотря на увеличение дохода почти в два раза. Одна из крупнейших исследовательских организаций в Чикагском университете опубликовала данные о корреляции личного дохода и уровня счастья с 1956 по 1998 год. Начиная с 1995 года уровень дохода возвысился, как воздушный змей на порыве ветра, однако уровень счастья, с легкими колебаниями, остался на уровне отметки $6 000 — и никак не поменялся. Взаимосвязь между доходом и эмоциональным благополучием существует. Одно из недавних исследований Daniel Kahneman и Angus Deaton подтверждает взаимосвязь между доходом и эмоциональным благополучием. Однако она прерывается после того, когда годовой доход превышает $75 000. Опрос университетов Лиги плюща показал, что студенты к 34 годам ожидают следующий уровень дохода в год: Пенсильванский университет — $91 800; Принстонский университет — $90 700; Гарвардский университет — $81 500; Корнеллский университет — $79 800; Дартмутский колледж — $76 600. А студенты Йельского, Колумбийского и Браунского университетов ожидают доход до $75 000.
Эти исследования указывают на то, что благополучие проявляется по определенным законам, у него есть свои правила, свое подводное течение, свой закон.
Три вида счастья
Исследователи выделяют три вида счастья:
1. Счастье как получение удовольствия (та самая dolce vita, веселая и радостная жизнь). Максимальное количество удовольствия, растянутое и усиленное во времени и пространстве. Минус этой модели: к удовольствию привыкаешь, как к мороженому.
2. Счастье как поглощенность любимым занятием. Воспитание детей, работа, любовь… При этом время пролетает незаметно. Вы входите в так называемое состояние «потока» (по определению Михая Чиксентмихайи) или эвдемонической поглощенности (по определению Аристотеля).
3. Счастье как осмысленная жизнь. Хорошая жизнь наступает тогда, когда время останавливается. Здесь, в отличие от второй модели, мы сосредотачиваемся на служении чему-то большему, чем мы сами. Таким образом реализуется трансцендентный опыт бытия.
Исследования показывают, что при наличии второго и третьего видов счастья, первый приходит автоматически. Стремление к удовольствию не влияет на удовлетворенность жизнью. Наиболее сильное влияние оказывает стремление к осмысленности. Такое понимание счастья несколько искусственно, поэтому принято говорить о субъективном благополучии. Сегодня существует множество достоверных методик, которые позволяют его измерить.
Два кейса
Последние 3,5 месяца я сотрудничал с международными компаниями в Украине и одновременно занимался своим проектом по исследованию прощения совместно с Гарвардским и Гонконгским университетами. Сотрудничество пришлось на период пандемии коронавируса. Как и в Украине, ситуация в США и Гонконге непростая. Особенно это сказалось на административной работе — из-за закрытия многих офисов. Но вот на что я обратил внимание. Климат отношений в странах совсем разный. Уточню, что напряжение было как у нас, так и там. Но подход к трудным задачам, а, главное, отношение к сотрудникам, кардинально отличается. Здесь ты чувствуешь себя использованным, там — чувствуешь, что тебя уважают. Именно это я называю двумя различными культурами, описанными выше — старой и новой.
Доминирующая культура остается сверхконкурентной. Ее цель — успех по сравнению с другими людьми или компаниями. При таком подходе речь не идет об общем счастье, а лишь об удовлетворении личных потребностей. Модель мягкой культуры предлагает заботу о себе, но мы получаем больше всеобщего благополучия, делая вклад в счастье других. В этой модели конкуренция ценна в правильном контексте.
Второй пример — из моей психотерапевтической практики. Муж и жена пришли на терапию, чтобы преодолеть взаимное непонимание. Жена очень много работает, это занимает 90% ее жизни. Уже трудится на двух должностях и вскоре может появиться третья. Истощение, недосыпание, высокое напряжение вымотали ее настолько, что нет никакой энергии на личные отношения. При этом истощена не только она, но и ее семья, родные. Как вы понимаете, эта женщина не тот человек, который в воскресенье вечером у телевизора радостно говорит своему мужу: «Дорогой, я так хочу завтра пойти на работу». Поверьте, ни она, ни ее супруг, ни ее дети, ни, я думаю, ее подчиненные не испытывают ощущения радости от этой работы. Спасти сотрудников, семью или себя? Я смотрел на пару, которая пришла ко мне, и думал: «Сколько боли и тяжелых чувств скрывается за оболочкой сильного человека…».
Когда несчастен один член общества, несчастны и те, кто его окружает. Поэтому счастье — это спасение для нашей культуры.
Как появилась наука о счастье?
Хорошая новость в том, что ветер перемен ознаменовал новый этап развития человека. Он основан на принципах науки о счастье. Когда я проходил курс Наука о счастье в Йельском университете, я был удивлен тем, что существует выстроенная модель благополучия.
Наука о счастье появилась в рамках позитивной психологии американского ученого Мартина Селигмана (уточним, что позитивная психология имеет весьма косвенное отношение к «позитивному мышлению», идеологии, утверждающей: улыбайся, думай о хорошем — и все наладится). Это экспериментальная наука, которую интересуют только факты. Она изучает, при каких условиях человек ощущает себя более счастливым, а при каких — менее. Позитивная психология как раз и анализирует различие между просто «жить» и «жить хорошо». Качество жизни нельзя повысить, лишь устранив все негативные факторы. Хорошая жизнь — это нечто большее. Так, например, через призму позитивной психологии поменялся взгляд на понятие здоровья. Отсутствие болезней не говорит о здоровье человека и, тем более, о его счастье. Здоровье — это нечто большее, чем отсутствие болезни.
Оптимистичные люди, как показывают исследования, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию.
Около 20 лет назад Мартин Селигман предложил совершенно новый взгляд на понимание таких вопросов, как счастье и благополучие. Выученная беспомощность — это психическое состояние, при котором связь между усилием и результатом неощутима, что рождает выученный пессимизм. Селигман с коллегами открыл, что беспомощность — это состояние депрессии, при котором человек ощущает бессилие, подавленность, потерю интереса к жизни. Мы это переживаем, когда нам дают задание, которое невозможно выполнить.
Однако во время экспериментов Селигман обратил внимание на то, что две трети испытуемых не поддавались эффекту выученной беспомощности, то есть, в условиях сложных обстоятельств одни люди оказываются устойчивее других. И тогда исследователи задались вопросом, что отличает этих людей от тех, кто переживал беспомощность. Оказалось — оптимизм как форма мышления и поведения. Суть его состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов.
Оптимисты:
- Успехи приписывают себе, а неудачи — стечению обстоятельств.
- Уверены, что успеха можно достичь в любом месте, а не локально.
- Считают, что если не получилось сегодня, то получится завтра. Продолжают делать попытки снова и снова.
Пессимисты:
- Успехи приписывают стечению обстоятельств, а неудачи — себе.
- Думают: «Именно в этом месте (в этой стране) у меня был успех, в другом месте не будет».
- Думают: «Это произошло только сегодня, выдалось удачное время. В другой раз так не вышло бы».
Оптимистичные люди, как показывают исследования, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию.
Результаты их деятельности обычно выглядят внушительнее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, что особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.
Жить настоящим
Однажды ко мне на терапию пришла молодая преподавательница французского языка. Ее главный вопрос звучал так: «Качественный ли я преподаватель и как мне справиться с тревогой?» Эти мысли омрачали всю ее жизнь: отношения с мужем, детьми, подругами. Она говорила: «Мне легче принять, что я плохой человек, чем плохой учитель. Я хочу играть роль хорошего учителя и боюсь из нее выйти, оказавшись плохим учителем». Мы начали прояснять факты, применять психологию оптимизма: определили ее сильные стороны, посмотрели отзывы учеников, вспомнили положительные события в ее жизни и что именно было хорошо.
Как и в случае, когда отсутствие болезней еще не означает здоровье, девушка не чувствовала себя счастливой. Качество жизни было нарушено. Однако с помощью психотерапии она в корне изменила отношение к себе. Научилась замечать положительные отзывы своих клиентов, прояснила отношение к себе со стороны руководителя, и оказалось, что она зря сомневалась и накручивала себя. Радости в жизни становилось все больше. Выросло качество уроков и уверенность в себе. Мы учились замечать позитивные факты в ее жизни. Жить настоящим, а не паттернами из прошлого. И в конце концов увидели, как это удивительно.
Замечать позитивное — это значит учиться жить реальностью, освобождаясь от тревог прошлого и будущего. И не ожидать худшего: «Я не смогу оплачивать аренду квартиры, во мне разочаруется начальство, годы идут, а пожилые люди менее счастливы, чем молодежь…». Последнее, кстати, опровергается исследованиями: оказалось, что у молодых выше интенсивность всех эмоций, но на отношении к жизни это не сказывается.
Такой подход поможет сохранять оптимизм, позитивнее смотреть на мир и становиться счастливее — повышая тем самым общий уровень благополучия.
Заключение
Надежные данные международных исследований свидетельствуют о том, что существуют проверенные инструменты для повышения уровня счастья. Задайте себе вопрос: вы в большей мере оптимист или пессимист? Как вы видите свои обстоятельства жизни? Что бы вы хотели изменить в своем характере и своей жизни, чтобы улучшить ее качество? Например, вы можете научиться заботиться о других людях. Или определить для себя значимую цель. Попробуйте открыть в себе сильные стороны и постоянно их развивать. Учитесь проживать каждый момент вашей жизни.