20 советов родителям. Как помочь школьнику преодолеть стресс
Если ребенок не научился справляться со стрессом в школьные годы, в дальнейшем он будет испытывать куда большее напряжение
Последние дни лета застали нашу семью на теплом песке на берегу моря. Мысль о приближающемся 1 сентября крутилась в голове, как назойливый комар. Мы обсуждали начало учебного года: какие тетради купить, какую одежду, обувь, ручки, пенал. Нежась на солнце, младшая дочь сказала: «Я так сильно хочу в школу». «Почему?», — спросил я. «Но ведь начинаются новые предметы: химия, физика, геометрия, алгебра». Я был удивлен и несколько озадачен, а дочь продолжила: «Я хочу с тобой поговорить о будущем, о профессии», — после чего посыпался шквал вопросов: «А кто такой доктор? А сколько учиться на доктора? А я хочу быть аудитором, что ты думаешь об этом? А где дополнительно я могу изучать химию с экспериментами? А вдруг я не сдам ЗНО?..» Обо всем этом мы говорили, купаясь в лазурном море.
Вот что я вынес из этого разговора:
- дети переживают о своем будущем и им важно понять свои страхи;
- детям важно говорить с родителями о своих трудностях;
- когда мы, родители, посвящаем детям время, они готовы говорить о наболевших вопросах.
Время — это условие для развития любых отношений
Что говорят исследования о стрессе у детей? Всегда ли нужно от него избавляться? Как создать атмосферу для того, чтобы дети заговорили о своих страхах и радостях?
Исследования стресса
По данным Американской психологической ассоциации, 30% студентов перед учебой и во время нее испытывают стресс, который влияет на эффективность обучения, вызывает подавленность и грусть. Другое исследование показало, что стресс, переживаемый студентами, формируется еще в школе. Если ребенок не научился справляться со стрессом в школьные годы, это создает предпосылку к тому, что в дальнейшем он будет испытывать куда большее напряжение:
- 20% студентов колледжей чувствуют стресс большую часть времени;
- у 10% студентов возникали мысли о суициде;
- 34% студентов сообщают о том, что чувствовали депрессию за последние 90 дней;
- у 13% студентов были диагностированы депрессия, беспокойство или другие психические расстройства;
- 80% студентов говорят о том, что иногда или часто чувствуют стресс.
Как видим, действительно важно помочь детям научиться справляться со стрессом.
Что вызывает стресс у школьников
Работая с подростками в школе и консультируя родителей и детей более 15 лет, я могу выделить пять причин стресса у учеников.
1. Родители проявляют неприязнь друг к другу.
Недавно моя дочь вдруг спросила у меня, не разведемся ли мы с мамой. «Почему ты спрашиваешь об этом?» — «У моей близкой подруги разводятся родители, и она не может ни думать, ни говорить ни о чем, кроме своей боли». Дети переносят на себя то, что видят вокруг. Исследования показали, что у дошкольников, чьи родители проявляют друг к другу неприязнь, хронически повышен уровень гормонов стресса (кортизола и адреналина). Дальнейшее наблюдение за такими детьми свидетельствует: они гораздо чаще прогуливают школу, хуже учатся, чаще страдают от агрессии (ауто- или гетеро-) и имеют симптомы депрессии, неприятия сверстниками и прочие поведенческие проблемы.
2. Родители не уделяют детям достаточно внимания.
Каждый четвертый родитель признается, что слишком занят, чтобы проводить время с детьми. Представьте: только 34 минуты в день семья проводит вместе, не отвлекаясь.
Недавно ко мне на консультацию пришел подросток, у которого очень напряженные отношения с мамой. Поскольку он несовершеннолетний, она поначалу также присутствовала на встрече. Было очевидно, что между ними конфронтация. У подростка отсутствие мотивации к учебе, нет желания следить за своим здоровьем. Позже я сказал: «Твои отношения с мамой выглядят очень напряженными. Это так?» Он быстро ответил: «Она меня просто злит и бесит. Она хочет все контролировать и нарушает мои границы». «Очевидно, она переживает за тебя?», — предположил я и услышал: «Раньше, когда она мне была необходима, она была занята, а теперь я вырос и мне не нужна ее забота». При этом подросток понимает, что мама была занята работой и обеспечением семьи.
Это непростая ситуация, особенно когда воспитание ребенка целиком ложится на плечи одного родителя. Но как бы трудно ни было, нужно находить ресурсы. Важно выделять время для общения. Время, когда вы выключаете мобильный телефон и полностью принадлежите ребенку. Время — это условие для развития любых отношений.
Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка
3. Конфликты между учителем и учениками.
Учителя часто перегружены работой, а низкий уровень зарплат снижает мотивацию. Эмоциональное выгорание — актуальная тема среди педагогов. Как-то на моем семинаре одна учительница призналась, что много лет испытывает все симптомы выгорания. Количество рабочих часов превышает норму. Дом стал местом работы, а не отдыха и восстановления. При этом циничное отношение, один из симптомов эмоционального выгорания, часто выходит из кулуаров педколлектива и переносится на учеников. Отсутствие системного подхода для профилактики эмоционального истощения у педагогов — частая причина конфликтных ситуаций, поскольку истощение формирует паттерны поведения: обесценивание, стереотипное мышление, раздражение, цинизм, невозможность заметить переживания ребенка.
4. Конфликты в классе.
Буллинг среди учеников и моббинг среди педагогического коллектива — это гремучая смесь для выплеска стресса в школе. Девочка 12 лет, переехав в Киев с русскоговорящего востока Украины, призналась, что учеба в школе была для нее сильным стрессом из-за отношения одноклассников и учителей. В итоге она перешла на дистанционное обучение.
Однажды ко мне обратилась семья с просьбой помочь их сыну. Проблема состояла в том, что тот не хотел учиться. Оказалось, родители не знали, что в классе был конфликт: «Два мальчика меня несправедливо обижали. Я пытался защититься и сказать учителю, но учитель не верил мне». Как выяснилось, одноклассники действительно обижали и били этого ребенка. Восстановление справедливости помогло ему обновить мотивацию и продолжить учебу.
5. Социальные сети, PlayStation и мобильный телефон как источник стресса.
Эта тема обсуждается разными специалистами уже десяток лет. Анализ работы с детьми показывает, что при тревоге и стрессе и при отсутствии отношений с родителями ребенок обращается к играм или «зависает» в телефоне — это защитная реакция на одиночество. Еще одна проблема — то, что дети в мессенджерах в группах своих классов могут переписываться до 2−3 ночи, а затем не высыпаться. Это приводит к психическому истощению. Решение конфликтов через чат также повышает уровень стресса — разговаривать о проблемах лучше вживую, а не через переписку.
Симптомы и признаки стресса
Выделяют четыре группы симптомов стресса: физические, эмоциональные, мыслительные и поведенческие.
Физические симптомы:
- Ребенок болеет чаще, чем обычно
- Головные боли
- Тошнота
- Боль в мышцах
- Проблема со сном
- Изжога, расстройство желудка
- Усталость
- Покраснения на коже
- Сжатые зубы
- Боль в груди или тахикардия
Эмоциональные симптомы:
- Нетерпеливость
- Чувство грусти и/или депрессия
- Чувство подавленности
- Неугомонность, беспокойство
- Раздражение
- Чувство изоляции
- Сложно справляться с повседневными проблемами
- Радикально пессимистическое настроение
Мыслительные нарушения:
- Нарушение концентрации внимания
- Проблемы с запоминанием нового материала и выполнением домашнего задания в положенные сроки
- Хроническое беспокойство
- Тревожное мышление и чувствительность
- Нарушение речи (бормотание или заикание)
- Навязчивые или нежелательные мысли
Поведенческие нарушения:
- Изменения в привычках питания
- Изменения в привычках сна
- Употребление наркотиков или курение
- Привычка грызть ногти
- Компульсивные движения
- Сбой в выполнении повседневных обязательств по дому
- Изменения в поведении в школе или в повседневной деятельности
- Частая ложь
- Проблемы в отношениях со взрослыми, учителями, одноклассниками
Согласно Американской психологической ассоциации, существует три типа стресса:
1. Острый стресс. Наиболее распространенный. Это актуальный или ожидаемый стресс в результате определенных событий. Он может быть как положительным, например, поездка на отдых или встреча с давними друзьями, так и отрицательным — например, автомобильная авария. Иными словами, это не часто повторяющиеся события, которые однако могут происходить с определенной периодичностью. Например, подготовка ребенка к началу учебного года — острый стресс, который происходит один раз в год.
2. Эпизодический стресс. Этот тип стресса возникает снова и снова. Например, нерешенный конфликт в классе. На протяжении недели или двух ребенок ежедневно испытывает стресс, собираясь утром в школу. Этот конфликт длится, так как не решен, но в нем виден горизонт решения.
3. Хронический стресс. Он бесконечен. 17-летний парень, который ко мне недавно обратился, описал ситуацию стресса в школе как что-то, непрерывно длящееся. Напряжение в отношениях с одноклассниками и учителями, отсутствие помощи со стороны школьного психолога и родителей — все эти факторы превратили его стрессовую ситуацию в бесконечность. Отсюда — все симптомы хронического стресса. Старшеклассник не может думать об учебе, дальнейшей карьере. Все мотивационные устремления блокированы. Данный тип стресса влияет на здоровье, может привести к проблемам с сердцем, инсульту, раку. В этом случае необходима как терапевтическая, так и медикаментозная помощь.
Мелисса Коэн, сертифицированный клинический психолог, предлагает следующий тест для определения стресса. Если вы согласны с большинством утверждений, вам стоит обратиться к специалисту.
- Мне трудно сделать первый шаг, чтобы добиться цели.
- У меня есть дрожь, подергивание в разных частях тела.
- Я переживаю из-за ситуаций, в которых могу показаться глупым.
- Я чувствую депрессию и тоску.
- Я больше не наслаждаюсь тем, что раньше приносило мне радость.
- Я очень остро реагирую на ситуации личного и профессионального характера.
- Я легко могу вспылить или почувствовать раздражение.
- У меня проблемы со сном или засыпанием.
- Я занимаюсь деятельностью, которая заставляет меня нервничать и беспокоиться.
- Я расстраиваюсь из-за неважных или незначительных вещей.
Что поможет снизить стресс у ребенка
1. Определите источник стресса:
а) стресс от того, что ребенок впервые идет в школу;
б) стресс, вызванный напряжением в отношениях со сверстниками в классе;
в) стресс, вызванный отношениями с родителями;
г) самоиндуцированный стресс в связи с предъявлением к себе высоких требований;
д) педагогический стресс в результате жестких требований со стороны учителя или его предвзятого отношения.
2. В зависимости от источника стресса вы можете:
а) Вместе с ребенком пойти в школу и познакомиться с учителем заранее. Походить по коридорам, зайти в класс. Попросить учителя провести экскурсию для вас с ребенком.
б) Обсудите с ребенком его отношения со сверстниками. Если есть доверительные отношения с учителем, можете поговорить на эту тему с ним — это можно применить в случае, когда сложно решить ваш вопрос самостоятельно.
в) Уделите ребенку время, дайте ему возможность озвучить проблему, рассказать вам о том, что он чувствует сложность или непонимание. Возможно, работа со школьным психологом или другим практикующим специалистом поможет лучше понять, что именно происходит.
г) Попробуйте снизить собственные требования. Завышенные требования ребенка к себе возникают в результате завышенных ожиданий его родителей.
д) Ребенок находится в уязвимой позиции по отношению к учителю, поэтому в такой ситуации важно попробовать поговорить с педагогом.
3. После школы выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, спросить как прошел его день. Это поможет наладить общение и создаст между вами доверительную атмосферу.
4. Чувствуйте вашего ребенка. Не перегружайте его учебой или секциями и репетиторами. Общайтесь и слушайте его.
5. Участвуйте в родительских собраниях. Обращайте внимание на то, какая там атмосфера. Вносите что-то позитивное в ваше школьное сообщество. Дети будут это видеть и это создаст ощущение здоровой вовлеченности в учебный процесс.
6. Обращайте внимание на настроение ребенка.Однажды мы с женой заметили, что наши дочери просили забрать их из школы после физкультуры, и это повторялось 3−4 раза. Оказалось, что учитель не контролировал обращение с мячами — и наши дочери, и другие дети получали удары по голове. Прояснение ситуации помогло решить вопрос.
7. Интересуйтесь страхами детей. Спрашивайте, чего они боятся. О чем тревожатся. Просите их рисовать — в детских рисунках может многое отражаться.
8. Если у вас больше одного ребенка в семье, проводите время индивидуально с каждым из них. Попробуйте поехать куда-то или погулять отдельно. Вы увидите, как это важно.
9. Рассказывайте истории про вашу учебу. Делитесь тем, как это было у вас. Вспоминайте о ваших удачах и успехах.
10. Наблюдайте за самочувствием и поведением ребенка. Если заметили симптомы, перечисленные выше, уделите ему больше внимания.
11. Если вы очень заняты на работе и вам не удается общаться с ребенком, попробуйте перераспределить свой жизненный график. Возможно, стоит сменить работу. Вы можете ничего не замечать, но ваш ребенок тяжело переживает ваше отсутствие.
12. На выходных учитесь дурачиться с ребенком. Кататься на велосипеде, плавать, бегать. Отключайте телефон и общайтесь.
13. Учите ребенка пользоваться мобильным телефоном и интернетом. Должны быть правила и ограничения в потреблении контента, в том числе фильмов и видео. Родители, которые упустили контакт с ребенком в связи с переездом или разводом, должны обязательно уделять время ребенку, чтоб зависимость от гаджетов не стала для него убежищем одиночества.
14. Помните, что дети впитывают в себя наши модели поведения. Поэтому зачастую родителям самим необходимо работать над собой. Возможно, вы чрезмерно контролируете ребенка из-за тревоги или страха. Поработайте с психологом над вашим контролем.
15. Находите для себя источники ресурсов и сил. Вы, как родители, много отдаете, и вам важно подпитывать себя. Ищите смыслы и цели в вашей жизни. Не замыкайтесь только на ребенке. Разнообразьте свою жизнь.
16. Давайте место спонтанности, чувствительности. Учитесь доверять своей интуиции. Не будьте зажатыми, строго следующими своим планам. Ребенок больше, чем ваши планы и расписания.
17. Помните, что идеальных родителей не существует. Не вините себя в том, что вы делаете что-то не так — по вашему мнению или мнению ваших родственников.
18. Любите своего ребенка. Он замечательный уже просто потому, что пришел в вашу жизнь.
19. Помните: дети запомнят переживание любви. Те яркие моменты, когда вы сидели у кровати ребенка, когда ему было страшно, или слушали о его первой влюбленности, или говорили, купаясь в море, о выборе будущей профессии. Эти воспоминания будут греть их на протяжении всей жизни.
20. Учитесь любить себя, заботиться о себе и будьте проводником для ребенка в этом интересном мире.