13 советов писателю от Энн Ламотт
Рецензия Вячеслава Халанского для yakaboo.ua
Книга – символ того, что каждая история достойна записи, как отображение Вечности в каждом из нас.
Книгу американской писательницы Энн Ламотт «Птица за птицей» невозможно читать спокойно. Если ві наблюдали реакцию заядлых болельщиков, то помните тот момент: они сидят, потом смотрят все внимательнее, поднимаются на ноги – гол!!! – подрываются, начинают бегать и кричать. Приблизительно такая же реакция при чтении этой книги. Книга Энн, как и «Пир Джона Сатурналла» Лоуренса Норфолка, вводить тебя в мир, которого ты не видел и не замечал. Хотя вы и не будете поваром или писателем, но вы точно будете по-другому видеть искусство кулинарии и литератури.
Перфекционизм – враг писателя, поскольку губит фантазию, игру и жизненную силу
Я читал книгу неспеша и смаковал опыт Энн. Ощущение возникало такое, что я и еще несколько человек сидим в небольшом классе и слушаем автора. В некоторые моменты она дает задания, потом рассказывает, как у нее ничего не получалось и редактор просил переписать все снова. И вот вышел роман-бестселлер. Также она рассказывает о своем личном. Например, о зависти, творческом кризисе, о том, как у тебя практически нет денег, а роман никак «не идет» дальше.
Эта книга – про личный опыт и о чем-то более важном – о том, как найти свой голос писателя и человека. Именно позиция автора делает писателем, его личный голос, поиск, кризис и возрастание. Энн говорит: «Чтобы стать хорошим писателем, мало все время писать – нужно иметь взгляды, которые вы готовы отставивать…писатель… всегда старается понять что-то важное и поделиться этим с другми».
Не имеет значения, собираетесь ли вы написать и издать книгу, или уже издали, или совсем не собираетесь этого делать. Важнее то, что когда вы пишете, вы передаете историю, свои чувства, свой взгляд. Да и в самом процессе рождается что-то новое. Когда вы готовите еду, отдельные ингредиенты имеют определенные вкусы, но, сочетаясь в блюде, они рождают что-то новое, совсем не похожее на отдельные вкусы.
Писать – это встречаться с собой. Больше понимать свои чувства
Если вы не собираетесь писать книгу, вы можете начать писать свою историю. Историю своей жизни, или своего ребенка, который взрослеет. А потом выдать это как книгу – и так будет передан определенный опыт. Энн (и не только она) советуют каждый день обязательно писать 300 слов. Это сложно, но должна быть дисциплина, если вы серьезно взялись за писательство. Писать – это встречаться с собой. Больше понимать свои чувства. Когда уставший в конце дня садишься и начинаешь писать что угодно, то быстро замечаешь, что не можешь остановиться. Вспомните какую-то историю из детства и опишите ее. Вы почувствуете, как невидимые двери прошлого открываются и вы отправляетесь в путешествие. Книга Энн учит писательской деятельности именно как проживанию своей жизни.
Какие же полезные советы можно взять из книги «Птица за птицей»:
- Работай понемного каждый день маленькими порциями – это будто играешь гаммы на пианино. Догоорись с собой, что займешься именно этим.
- Чувствуете потребность в написании – пишите. Но выход книги не венец всего. Важнее писать, публиковаться не так важно. Творчество нужно писателю само по себе – чтоб писать.
- Хорошо писать – это значит говорить правду. Мы, люди – особенный биологический вид: в нас заложена потребность разобраться и понять, кем именно мы являемся.
- Не бойтесь ужасных первых попыток. Именно наброски дают возможность написать добротный черновик, а потом отличную рабочую версию. Единственный способ начать писать – это набросать слабенький, ни на что не годный первый черновик.
- Перфекционизм – глас тирана и враг народа. Именно он стоит между вами и первым черновиком. Он всю жизнь будет держать вас в страхе и напряжении. Перфекционизм – враг писателя, поскольку губит фантазию, игру и жизненную силу.
- Первый набросок очень похож на проявление фотографии. Вы не можете, да и не должны знать, что именно попало в кадр, пока снимок не проявится до конца. Фигуры постепенно появляются, и постепенно вы начинаете описывать и описывать их.
- Персонажи проявляются в вашем сознании как лица на фотографии. Помните слова Итана Канина: «Рассказчик должен вызывать расположение, это самое важное. На этом держится сюжет».
- Сюжет – это общая история вашей книги или истории. Сюжет произрастает от персонажа. Если важно блестящее обсуждение технических тонкостей, почитайте Эдварда Форстера и Джона Гарднера. Они так разбирают, как именно устроен сюжет, что вы взвоете от зависти.
- Хороший диалог – одно из главных удовольствий от чтения. Слушайте и записывайте диалоги, которые вы слышите на р аботе, в транспорте. Диалог – ключ к образам персонажей. Вы должны добавить неповторимый диалог каждому из них.
- Сюжет. Ни один писатель не знает конец сюжета каждого из своих персонажей. Все известные писатели страшно страдают за своим столом, иногда впадают в отчаяние.
- Как понять, что книга готова? Ты просто понимаешь это, и все.
- Чтобы писать, нужно научиться внимательно смотреть вокруг и сообщать другим, что именно происходит. Вроде такого: мы все варимся в одном котле и нужно при этом не озвереть.
- Стержнем произведения должны стать вы сами, ваши ценности, ваши убеждения. Моральный кодекс, по которому вы живете – именно он и является тем языком, которым вы пишете.
Книга для того, чтобы сфотографировать моменты жизни: успех, поражение, любовь, предательство, отчаяние и надежду. Книга – символ того, что каждая история достойна записи, как отображение Вечности в каждом из нас.