Ключ к успеху. Как воспитать в детях твердость характера
Автор: Вячеслав Халанский
Опубликовано: Новое Время
В развитии характера важную роль играет позитивное мышление.
Мы как родители переживаем о том, чтобы наши дети хорошо учились. Были лучшими в классе. Их академические успехи – наша постоянная тревога. Мы хотим, чтобы дочери и сыновья успешно окончили школу, поступили в престижный университет.
За нашими родительскими тревогами кроется один большой страх: будет ли ребенок успешным? Мы так часто сфокусированы на опасениях, что забываем самое важное: научить наших детей жить счастливой и позитивной жизнью. Я хочу представить научную точку зрения, основанную на надежной практике, как достичь успеха.
Открытия Анжелы Дакворт
Анжела Дакворт — доктор психологии, профессор в Пенсильванском университете и консультант руководителей компаний из рейтинга Fortune Global 500. Она предложила новый взгляд на успех и образовательный процесс с точки зрения мотивации: почему одни люди становятся выдающимися, а других постигает неудача? Единственное, что мы можем измерить в системе образования – уровень IQ. Но благополучие в жизни зависит не только от интеллекта и таланта.
Страсть и настойчивость – вот те факторы, которые определяют успех.
Со своей командой Дакворт провела ряд исследований, в которых участвовали военные, менеджеры, а также участники Scripps National Spelling Bee — знаменитого конкурса орфографии. Оказалось, что наиболее значимым фактором успеха были не социальные навыки, не внешняя красота или здоровье и даже не IQ, а твердость характера. Твердость характера Дакворт определяет как страсть и упорство в достижении долгосрочных целей: вы из месяца в месяц стремитесь к тому, чтобы сделать будущее реальностью.
Зачем развивать характер?
Я уверен, что многие клиенты никогда не пришли бы ко мне на терапию, если бы прошли обучение по развитию характера. Какие же преимущества дает воспитание характера?
- Помогает искать и находить свои ценности. Моя дочь до одиннадцати лет не могла определиться с секцией или кружком. Что только она ни перепробовала. Мы с женой терпеливо ждали. И однажды дочь заявила, что хочет изучать корейский язык. Нашла учителя и успешно занимается. Теперь у нее есть страсть не только выучить язык, но уехать учиться в Корею.
- Позволяет ставить цель и видеть смысл. Недавно вторая дочь — ей 13 — подошла ко мне и сказала: «Я хочу понять, для чего живу. Я рисую, хожу в школу, но что я могу принести в этот мир?». Я застыл — потому что был до глубины души тронут ее вопросом. Отсутствие смысла и цели в жизни – это болезнь нашего времени, отмечал австрийский психиатр Виктор Франкл. Дети должны видеть реальные изменения. Например, я делаю с дочерьми такое задание: в конце дня прошу их перечислить, что они сделали хорошо и почему. Удивительно, но вдруг они открывают что-то новое для себя. К смыслу мы приходим через цели. Маленькие цели важны.
- Помогает формировать психологическую устойчивость и развивать самоконтроль. Упорство – это тенденция поддерживать интерес и стремление к долгосрочным целям. Самоконтроль – это добровольное регулирование импульсов в присутствии мгновенно удовлетворяющих соблазнов. Распространенные запросы, с которыми обращаются за помощью к психологу: прокрастинация, перфекционизм, невозможность поставить границы, проблема с самооценкой, отсутствие цели в жизни, невозможность сосредоточиться, неумение совладать с желаниями... По большей части, это проблемы характера.
- Помогает мыслить позитивно. Когда ко мне на терапию приходит клиент и жалуется, что не добился ничего по сравнению с другими, или говорит о своем отчаянии, я прошу рассказать, чего он уже достиг. И вдруг оказывается, что многого – но все это забывается. Обладая силой характера мы чувствуем положительный результат от достижения. В 1980 году в том же Пенсильванском университете детей 8–11 лет начали обучать позитивному мышлению и, тем самым, развивать характер. Школьники определяли негативные мысли и изменяли их на позитивные. Через несколько лет исследование показало, что уровень депрессии у этих детей был в два раза ниже, чем у тех, кто такого не делал.
- Делает счастливым. Когда я проходил курс позитивной психологии в Йельском университете, мы начали с того, что заполнили четыре объемных теста. Во время учебы было очень много домашних заданий. По окончании курса мы прошли то же самое тестирование. Мой уровень счастья возрос! Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы? Тогда вы должны помочь им укреплять силу своего характер, развивая позитивное мышление.
Почему развитие характера невозможно без позитивной мотивации роста
Страсть и упорство в достижении целей требуют мотивации, а лучшее представление о мотивации дает наука о счастье или субъективном благополучии, которую около 20 лет назад развил американский ученый Мартин Селигман. Анжела Дакворт была ученицей и аспиранткой Селигмана, поэтому в ее подходе мы можем увидеть основные положения, взятые из позитивной психологии Селигмана о мотивации.
Стоит сказать, что существует мотивация дефицита и мотивация роста. При мотивации дефицита чего-то конкретного не хватает. Неблагополучие определяется уровнем неудовлетворенной потребности. Например, строгие родители не дали достаточно любви в детстве — поэтому нужно восполнить эту «дыру» в виде привязанности. Мотивация «роста» или возможностей видит возможность в нужде. Например, я плохо понимаю математику в школе. Я хочу ее понять, чтобы затем достичь цели, которую поставил – поступить в Гарвард. Эта мотивация другого качества. А отсюда формируется и два разных качества счастья: дефицитарное – «постоянно чего-то не хватает», что-то мешает, формируется позиция, при которой кто-то должен сделать меня счастливым; и счастье, ориентированное на рост и развитие. Не случайно поздняя теория Абрахама Маслоу о мотивации была иной, чем предыдущая пирамида.
Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы? Тогда вы должны помочь им укреплять силу своего характер, развивая позитивное мышление.
И еще одно важное замечание. Выученная беспомощность — это психическое состояние, при котором связь между усилием и результатом не ощутима, что рождает выученный пессимизм. Преодолеть выученный пессимизм возможно научившись оптимизму, научив себя тому, что хорошие события могут быть закономерны и мы способны это контролировать – что еще раз подчеркивает важность позитивного мышления для развития характера и достижения успеха.
Как сформировать и укрепить мотивацию с помощью позитивной психологии
- Помогайте ребенку мыслить позитивно. Помогайте находить преимущества в той деятельности, которую выбрал ваш ребенок. Находите вместе с ребенком позитивные изменения. Узнавайте, что ему нравится и приносит радость.
- Рассказывайте ребенку о своих достижениях и о том, как вы справлялись с неудачами, когда были в его возрасте. Особенно это важно для подростков. Детям нужен герой. Они его постоянно ищут, например, в лице блогеров, но важнее реальная история родителей. Поговорите о том, как у вас проходила первая влюбленность. Это потребует времени и открытости.
- Используйте правило трех благодарностей. Исследование Селигмана показывает, что если люди записывают по три причины для благодарности каждый вечер на протяжении 10 дней, уровень их психологического благополучия повышается. А значит, вы сможете смелее двигаться к своей мечте.
- Показываете своим детям, как вы справляетесь с трудностями в реальном времени. На днях мы должны были купить школьные принадлежности. И вдруг возникли другие вопросы, которые срочно нужно были решать. Дети видели наши сомнения. Но мы с женой начали обсуждать, как можем все успеть — и нашли выход. Вскоре мы все вместе ехали домой, радуясь покупкам и тому, как благополучно все разрешилось. Дети должны видеть, как родители преодолевают сложности в реальной ситуации.
- Сохраняйте семейные ритуалы. Во время коронавируса семейные ритуалы создают ощущение безопасности. При всех ограничениях, которые возможно, еще возобновятся, ритуалы важны для развития характера: семейный ужин, совместный просмотр фильмов, игры, прогулки и так далее. Сколько у вас семейных ритуалов?
Резюме
Чтобы воспитать в ребенке силу характера, и тем самым помочь ему достичь успеха, необходимы не чрезмерные строгость и дисциплина, а позитивный подход. Анжела Дакворт проводила исследования с тысячами школьников на протяжении многих лет, и ее вывод остается незыблемым: дети с твердым характером становятся успешными в жизни. Помните, страсть и настойчивость – вот те факторы, которые определяют успех.