Мой подход
"Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее".
Ральф Уолдо Эмерсон
Каждый психолог является приверженцем той или иной школы в психологии. Если работа со специалистом становится постоянной, вы идете по пути, намеченному его школой.
Лично я являюсь представителем школы экзистенциального анализа. Этот метод близок мне не только своей эффективностью, но и глубиной, затрагивающей самые основы человеческой природы. Полноценная жизнь, с точки зрения экзистенциального анализа, стоит на четырех столпах, которые можно сравнить с ножками стола — забери одну, и конструкция станет неустойчивой.
Первый столп — наличие пространства, опоры и защиты в мире. Их человек имеет тогда, когда чувствует себя принятым, благодаря чему принимает других. Нарушение этого базового экзистенциального условия приводит к развитию страхов.
Второй столп — ощущение ценности жизни. Здесь человек отвечает на вопрос: "Я живу, но нравится ли мне эта жизнь? Чувствую ли я ее полноту. Есть ли у меня время на то, что я считаю ценным?" Ощущение ценности жизни проявляется во внимании к себе, что, в свою очередь, позволяет с уважением и вниманием относиться к ценностям близких людей. Дефицит такого базисного чувства часто приводит к депрессиям.
Третий столп – чувство собственной уникальности и права быть собой. Человеком движет фундаментальный духовный вопрос: "Я есть, но имею ли я право быть таким, каким я есть? Уважаю ли я себя?" Дефицит этого чувства приводит к истерическим реакциям.
Четвертый столп — собственный смысл жизни. Здесь человек отвечает на вопрос: "Есть ли смысл в моей жизни? Для чего я живу? Есть ли что-то большее, чем я сам, с чем я связываю себя?" Отсутствие проявления смысла жизни приводит, прежде всего, к зависимостям.
Почему экзистенциальный анализ?
С точки зрения избавления от психологических проблем, эффективность разных подходов практически одинакова. Что неодинаково, так это те грани личности, которые люди открывают в себе в ходе работы с психологом. То, какими они видят себя в итоге.
Часто клиенты так описывают свою жизнь: "жизнь проходит мимо меня", "я не живу", "меня будто не существует". А окружающие вторят: "Тебя с нами нет". В основе этих состояний находится стыд, вина, а также невыраженная агрессия и страх, парализующий любые инициативы и действия. Как правило, этот психологический механизм формируется в детстве, с важными для нас людьми.
Эмоциональное выгорание, панические атаки, тревога, агрессия — все это свидетельствует о том, что нужно обратить внимание на свою жизненную позицию, на свою глубинную сущность. Ведь глубоко за психологическими проблемами находится истинная сущность человека, которая появляется в ходе работы с психологом.
Этот процесс часто напоминает мне оттаивание. Как сказала одна клиентка: "Чувствую себя размороженной". Травма "анестезирует" душу при помощи боли, обиды и невыраженной агрессии, а терапия освобождает чувства после долгой заморозки. Радуюсь, когда клиенты после депрессии начинают лучше понимать себя. Радуюсь, когда в определенный момент слышу: "Я есть у себя. Я чувствую себя".
Работая с психологом, люди зачастую не только находят ответ на актуальный вопрос, но и узнают себя лучше, начинают больше ценить, растут как личность. Настоящая ценность личности не делает нас эгоистами, а лишь позволяет обрести чувство защищенности, свободы и исполненной (счастливой) жизни.
Если человек говорит "Я все делал правильно, почему же со мной такое произошло?" или "Я ничего не хочу, у меня апатия и жизнь не имеет смысла", мы ищем скрытые, неучтенные аспекты его жизни.
Что нужно, чтобы жить полноценной жизнью? Что удерживает человека от того, чтобы отважиться жить по-другому? Преодолев стыд и страх, создать проект своей жизни, открыть свое дело? На эти и другие вопросы ищет ответы экзистенциальный анализ.
История метода
Экзистенциальный анализ – это одна из школ современной психотерапии, основанная на западноевропейской философской традиции феноменологии и экзистенциальной философии. Современный экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле является продолжением и углублением логотерапии выдающегося австрийского психолога Виктора Франкла.
Логотерапия, как отдельный метод экзистенционального анализа, была основана Франклом в 1920 году, и послужила фундаментом для формирования Третьей венской школы психотерапии (после психотерапии З. Фройда и А. Адлера).
Логотерапия — это "терапия лечения смыслом» или «психотерапия, сфокусированная на поиске смысла". Поиск смысла пробуждает свободу человека, его ответственность за свою жизнь и за свои решения и выборы.
GLE-International
Международное сообщество логотерапии и экзистенциального анализа — GLE-International — действует в Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Аргентине, Канаде, Росии и Израиле.
Его цель — дальнейшее развитие и ознакомление с экзистенциально-аналитической антропологией и ее применением в психотерапии, образовании, пастырском служении, социальной работе и менеджменте. Метод также применяется в медицине, обучении технике ведения переговоров и медиации конфликтов.
Получив государственное признание в Австрии, Германии и Швейцарии, GLE проводит подготовку психотерапевтов и консультантов в области экзистенциального анализа и логотерапии, а также предлагает постоянно расширяющийся ассортимент программ переподготовки в сфере терапии, консультирования, педагогики, философии и социальной помощи.
GLE-International является членом Международного сообщества психотерапии (IFP), Европейской ассоциации психотерапии (EAP), Международного сообщества глубинной психологии и Штутгартского сообщества Мартина Хайдеггера (Stuttgart the Martin-Heidegger Society).
В 2002 году GLE-International официально зарегистрировано как международный союз.