Як розвинути емоційний інтелект дитини
Автор: доктор Меган Оуэнц, психолог, преподаватель психологии, писательница
В пылу эмоций люди делают и говорят то, чего бы не стали делать в обычных условиях. В детстве же это происходит постоянно.
Эмоциональная саморегуляция — довольно большая составляющая эмоционального интеллекта. Речь идет о способности управлять своими чувствами, реагируя на жизненные обстоятельства социально приемлемым образом и умело проявляя при этом эмоции. Со временем способность детей к эмоциональной саморегуляции совершенствуется. К 4 годам большинство начинает использовать определенные стратегии эмоциональной саморегуляции для устранения тревожных внешних раздражителей. Иначе говоря, они закрывают глаза, когда пугаются чего-либо, и затыкают уши, когда слышат громкий шум.
Лишь после того, как им исполнится 10 лет, дети начинают регулярно использовать более сложные стратегии эмоциональной саморегуляции. Эти стратегии можно подразделить на две упрощенные категории: ориентируемые на проявление эмоций в виде решения проблем и ориентированные на совладание с эмоциями без проявления каких-либо действий.
Когда ребенок проявляет способность каким-то образом измениться, чтобы решить определенную проблему, он задействует проблемно фокусированную копинг-стратегию (копинг — это модель преодоления трудностей, которая появляется в кризисных ситуациях и призвана снизить психологическое напряжение и тревожность. К копинг-стратегиям относят эмоционально-фокусированный копинг, скрытый внутренний копинг, открытый поведенческий копинг и т. д. — ред.). Ребенок выявляет проблему и составляет план ее решения. Если он считает проблему неразрешимой, то задействует эмоционально-фокусированную копинг-стратегию, стараясь совладать с эмоциональной реакцией на стресс и контролируя его.
Обе эти стратегии являются частью эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя осознание и понимание эмоций, способность выражать их и управлять ими.
В детстве родители и учителя часто фокусируются на успеваемости ребенка, забывая о его эмоциональной саморегуляции. Это не очень хорошая стратегия: как показывают исследования, эмоциональный интеллект в два раза чаще, чем IQ, приводит человека к успеху (см. работы Д. Гоулмана).
Особенно важным элементом прогнозирования успешности ребенка является один из компонентов эмоционального интеллекта — самоконтроль. Дети, которые способны подавлять первичные реакции в виде импульсов (часто обусловленные первичной эмоцией) и избегать отвлекающих моментов, могут демонстрировать поведение, приносящее пользу другим и достигать при этом своих целей.
В ходе одного проспективного исследования, тестировавшего самоконтроль у школьников, а затем, при повторном тестировании, когда им было больше 30 лет, было доказано, что самоконтроль влиял на успешность индивида больше, чем IQ, социально-экономический статус и семейная среда. Дети, обладавшие более высокой степенью самоконтроля, были также здоровее, зарабатывали больше денег и реже имели проблемы с законом или алкоголем.
Чувства служат определенной цели
Первая составляющая эмоционального интеллекта — осознание и понимание эмоций. Мы должны понять и принять свои эмоции прежде, чем мы сможем контролировать и выражать их. Эмоции не являются чем-то незначительным. Они, скорее, есть часть человеческой эволюции, которая служит определенной цели. Теория дискретных эмоций предполагает, что каждая из наших первичных эмоций эволюционировала таким образом, чтобы служить определенным целям и мотивировать наше поведение.
Печаль — это эмоция, которая способна замедлить как наше мышление, так и нашу двигательную активность. Она может дать нам возможность задуматься об источнике нашего эмоционального расстройства и более подробно рассмотреть его происхождение.
Гнев, тем временем, ускоряет нас, мобилизуя и вызывая прилив крови ко всем частям тела. С точки зрения эволюции он подготовил нас к борьбе за выживание, а сегодня позволяет сохранять энергию для борьбы иного рода. Гнев подсказывает нам, что наши права были нарушены и помогает нам мобилизоваться для защиты от будущих опасностей.
К нашим эмоциям следует прислушиваться и размышлять о них. В том числе и к ярко выраженным эмоциям наших детей, которые они выражают в, казалось бы, незначительных ситуациях. Моя дочь начинает сильно злиться (испытывать сильный гнев), когда у нее не получается сделать то, что она уже делала ранее, например, самостоятельно пристегнуть свое автокресло.
В своей недавней директиве Американская академия педиатрии советует родителям не использовать современные технические средства для успокоения ребенка или смягчения его негативных эмоций. В частности, выражается «озабоченность из-за того, что использование аудиовизуальных средств для успокоения детей может усложнить установление ограничений для их поведения и лишает детей способности регулировать собственные эмоции».
Для развития самоконтроля и эмоционального интеллекта детям, как правило, нужен опыт проживания своих эмоций и практика их принятия.
Укрепление эмоционального интеллекта ребенка
Поскольку эмоциональный интеллект представляется принципиально важным условием успеха, исследователи изучают то, как родители и учителя могут содействовать его развитию. В частности, доктор Джон Готтман, пытаясь понять как развивается эмоциональный интеллект, исследовал реакцию родителей на эмоции детей. Он обнаружил, что родители реагируют на детские эмоции одним из четырех возможных способов:
1. Игнорирующие родители считают эмоции ребенка неважными и пытаются быстро их устранить (заставить замолчать), часто с помощью отвлечения внимания на что-то другое.
2. Порицающие родители считают, что негативные эмоции следует подавлять, обычно посредством наказания.
3. Либеральные родители принимают все эмоции ребенка, но не могут помочь ему понять свои эмоции и установить правила ограничивающие их поведение.
4. Родители, обучающие эмоциональному самовыражению, с пониманием и без недовольства относятся к негативным эмоциям детей, используют эмоциональный опыт как возможность для установления связи, помогая ребенку различать разные виды эмоций и решать насущные вопросы.
Исследование доктора Готтмана показывает, что дети родителей, которые помогают понять детям своим эмоции, физически здоровы, лучше учатся в школе и успешнее ладят с друзьями. Чтобы помочь своим детям разобраться со своими эмоциями, родители следовали пяти основным шагам. Иногда на это может уйти немало времени.
Доктор Готтман обнаружил, что родители, обучающие распознаванию эмоций у детей, выполняли все пять шагов лишь в 20-25% случаев, поэтому он предполагает, что не стоит испытывать чувство вины по этому поводу, поскольку ни один из родителей не может выполнить все предписания верно.
Шаг 1: Распознавайте, какие эмоции испытывает ваш ребенок
Родители, обучающие детей понимать свои эмоции, осознают свои собственные чувства и восприимчивы к эмоциям своих детей. Они не вынуждают ребенка сильнее проявлять эмоции, чтобы его переживания были услышаны ими.
Шаг 2: Рассматривайте эмоции как возможность для взаимодействия и обучения
Детские эмоции не являются чем-то неприятным или вызывающим. Напротив, это возможность установить контакт с вашим ребенком и через эти непростые переживания обучить его понимать себя и других.
Шаг 3: Слушайте и принимайте чувства
Уделяйте ребенку все свое внимание, слушая как он эмоционально выражает себя. Реагируйте на услышанное, показывая своему ребенку, что вы понимаете то, что он видит и чувствует.
Шаг 4: Назовите его эмоции
Выслушав ребенка, помогите ему понять собственные эмоции, проговорив их вслух.
Шаг 5: Помогите ребенку решать проблемы таким образом, чтобы не выходить за рамки допустимого поведения
Любые эмоции могут быть приемлемыми, но не всякое поведение. Помогите ребенку справиться со своими эмоциями, развивая навыки решения проблем. Ограничьте самовыражение ребенка рамками допустимого поведения. То есть, помогите ребенку определять цели и принимать решения, направленные на их достижение.
Иногда поступательное обучение эмоциям происходит быстро. В других случаях для этого может потребоваться некоторое время. Самое главное — терпение. При наличии действительно серьезной проблемы не следует за раз выполнять все пять шагов.
Изначально опубликовано на Gottman.com. Статья переведена с разрешения Dr. John Gottman & The Gottman Institute
Перевод Олега Епимахова и Вячеслава Халанского
Науч. ред.: Вячеслав Халанский
Фото: www.live-and-learn.ru
Справка
Доктор Меган Оуэнц — психолог, преподаватель психологии, писательница. Оуэнц имеет докторскую степень Университета Майами в области психологического консультирования и степень магистра Университета Пеппердина в области клинической психологии.
Меган Оуэнц - счастливая мама двух детей, которых она воспитывает без телевизора и всевозможных электронных устройств. У доктора Оуэнц есть свой веб-сайт под названием «Воспитание без телевидения и электронных устройств», где она пишет о том, как воспитывать детей, мудро используя современные технологии, и рассказывает о сотнях способов времяпровождения с детьми, которые не требуют использования телевизора и разного рода электронных гаджетов. Меган создала психологическую систему S.P.O.I.L.*, помогающую организовать занятия с детьми, во время которых те учатся и развиваются.
* S.P.O.I.L. – Social (Общение), Play (Игра), Outdoor (Прогулки), Independent (Независимость), Literacy (Грамотность).
Игра слов: spoil по-английски – «баловать».