10 істин, які знають хороші батьки
Автор: Анжела Пруесс. Фото: matrony.ru
В моем списке желаний на Amazon всегда есть более четырех книг о воспитании детей, еще несколько — на ночном столике. Электронный ящик полон рассылок о проницательных теориях и подходах к воспитанию детей.
Конечно, изучать теории развития ребенка — это часть моей работы, но ведь с таким же обилием информации сталкиваются и обычные родители. Наша культура постоянно выдает новые послания (часто противоречивые) относительно того, нужно воспитывать детей. Чувствовать себя уверенным и заинтересованным родителем в такой обстановке практически невозможно.
За 12 лет работы семейным терапевтом я повидала много родителей с благими намерениями, которые применяли стратегии воспитания, не отвечающие эмоциональным нуждам и потребностям их детей или семей. Я также видела, что все больше и больше родителей делают успехи в выработке новых и более здоровых способов воспитания детей.
Осознания, которые были накоплены в течение долгого времени и взяты из опыта, соответствуют тому, что мы узнали из современных исследований мозга и поведения о том, какое воспитание будет способствовать здоровому психическому развитию детей.
1. Дети ведут себя как дети
Часто родители забывают, что дети учатся, делая глупости. Совершая ошибки. Поступая незрело. “Чудо” происходит тогда, когда чуткий родитель вмешивается, чтобы задать детям верное направление в их выборе.
Родители расстраиваются и злятся, их раздражает нытье и пререкания, а ведь дети другими быть не могут. Часть мозга, ответственная за рассудок, логику и импульсный контроль до 20 лет не полностью развита. Незрелое поведение является нормальным для незрелых людей с незрелыми мышлением.
2. Устанавливать ограничения с уважением, а не с критикой
Нашим детям нужно научиться буквально всему, что есть в этом мире от нас, именно поэтому им потребуется много ограничений в течение дня. Без надлежащих ограничений дети будут чувствовать тревогу и неспособность справиться с ситуацией.
Ограничения можно доносить в виде критики, стыдя при этом ребенка, а можно сообщать строго, но с уважением. Подумайте о том, какое обращение с собой вы цените на работе, и поступайте так же с детьми.
Если бы родители чаще держали язык за зубами и просто ждали, они были бы шокированы, настолько часто дети могут успешно прийти к своим собственным выводам
3. Осознавать стадии развития
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, куда девается ваш добродушный малыш, когда возле детского сада он внезапно начинает неистово вопить? Здравствуй, сепарационная тревога! Существуют буквально сотни вполне нормальных и здоровых переходных периодов, через которые проходят дети на пути к взрослению. Осознавая это, мы получаем возможность видеть загадочное поведение наших детей в контексте стадий их развития, что увеличивает наши шансы правильно на него реагировать и оказывать поддержку.
4. Знать темперамент и характер своего ребенка
Если мы настраиваемся на те особенности нашего ребенка, которые делают его уникальным, нам легче понять, когда ему может понадобиться дополнительная поддержка, и когда и где его личность сможет проявиться в полной мере.
Если вам знакомы основы мотивации вашего ребенка, то разобраться во многих важных сферах, например, в определении наилучшей обстановки для выполнения домашних заданий или понимании того, почему вашей дочери необходимо вернуться домой из стационарного летнего лагеря, намного проще.
5. Дать своему ребенку достаточно неструктурированного времени для игры
Большинство взрослых никогда не сможет в полной мере понять и оценить силу игры, если только они не изучали игровую терапию в школе.
Игра — это то, посредством чего дети учатся всему и развивают все. Это означает, что каждый день нужно оставлять время для самого что ни на есть неструктурированного, контролируемого самим ребенком изучения мира через игру.
6. Знать, когда говорить, а когда — слушать
Дети довольно хорошо учатся решать проблемы, если мы им это позволяем. А мы так любим жизнь, которая их наполняет, и так хотим, чтобы они были успешными, что нам трудно удержаться, чтобы не решать за них проблемы с помощью нотаций или критики.
Если бы родители чаще держали свой язык за зубами и просто ждали, они были бы шокированы, настолько часто дети могут успешно прийти к своим собственным выводам. Возможность быть услышанным — сильнейший терапевтический фактор, который позволяет нам все обдумать и прийти к решению.
Дети нуждаются в том, чтобы их услышали; они хотят чувствовать, что их понимают. Как и все мы.
7. Не строить свою идентичность вокруг ребенка
Многие из нас часто заявляют, что дети — это наш мир, и в наших сердцах это действительно так. Однако с точки зрения повседневного течения жизни родителям нужно иметь разнообразную деятельность. Нужно взращивать дружеские отношения, увлечения и хобби, которые делают нас теми, кто мы есть.
Путь к этому может быть похожим на борьбу, поскольку защитная тревожность попытается убедить нас в том, что дети без нас не могут, а мы не можем без них. Но мы не только можем, нам это нужно, чтобы оставаться в здравом уме и не обременять детей необходимостью удовлетворить все наши эмоциональные потребности.
8. Понимать, что дела говорят громче слов
То, как вы взаимодействуете со своим ребенком и как проживаете свою жизнь, станет величайшим учителем вашего ребенка. Дети невероятно наблюдательны и наделены гораздо большей интуицией, чем мы думаем. Они всегда смотрят на нас.
Это может причинить родителям некоторое неудобство, но если у нас получится помнить об этом, то осознание, что дети следят за нашими действиями, не только научит их как себя вести, но и нас самих сделает лучшими людьми.
9. Эмоциональная связь, смех и творчество — лучшие способы содействия позитивному поведению и налаживания сотрудничества
Страх и контроль никогда не станут эффективными учителями для наших детей в долгосрочной перспективе. Их динамика, конечно, может оказаться эффективной на короткой дистанции, но она не сможет вооружить наших детей сильным моральным компасом или эффективными навыками решения проблем.
Если ребенок чувствует, что его ценят как личность, основываясь на нашем с ним взаимодействии, он естественным образом научится ценить других и с уверенностью делать правильный выбор.
10.Устанавливать общую цель в формировании характера ребенка, а не только его поведения
Окружающий мир часто производит на нас такое впечатление, будто цель нашего родительства в том, чтобы создать послушного, добропорядочного ребенка. Хотя для многих родителей такие качества бесспорно являются желательными, это не те черты характера, которые способствуют формированию счастливой и здоровой личности.
Когда мы помогаем нашим детям осознать важность своих мыслей и чувств, это дает им навыки для взаимоотношений и преодоления трудностей. Навыки, которые будут их защищать и служить проводниками на протяжении всей жизни.
Нелегко менять привычки и стиль воспитания, но если это действительно в интересах наших детей, оно всегда того стоит.
Статья первоначально опубликована на Parent.co и отредактирована с разрешения автора
Анжела Пруесс, лицензированный семейный и детский психотерапевт. Через сайт parentswithconfidence.com помогает многим родителям лучше понять поведение своих детей.